Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Абхазия. Новоафонские пещеры.

Это была последняя часть нашей долгой экскурсии - the last but not the least. За исключением монастыря, пещеры - лучшее, что было в тот день, лучше даже, чем озеро Рица. Даже несмотря на то, что к восьми вечера, когда началась наша полуторачасовая прогулка в недрах Иверской горы, мы изрядно подустали, пещерные виды быстро заставили позабыть обо всём, кроме чистейшего восторга. Кажется, сейчас экскурсии возможны почти круглосуточно, тем более, что в пещере смена дня и ночи не имеет ровным счётом никакого значения. Там всегда темно, а температура держится в диапазоне от +11 до +13 градусов по Цельсию. Плата за вход составляет 300 рублей с человека, фото/видеосъёмка стоит всего 30 рублей. Вполне по-божески, учитывая, что в любом из сочинских музеев меньше 50-ти не возьмут.
Пещерный комплекс начал формироваться около двух миллионов лет назад, но был открыт сравнительно недавно - я удивилась, когда узнала дату. В 1961 году местный паренёк Гиви Спир, увлекавшийся спелеологией, решил исследовать лаз, ведущий в толщу горы. Нам потом показали отверстие примерно в метр-полтора в диаметре, через которое люди впервые проникли в самый первый зал пещеры. Там очень крутой наклон, и без специального снаряжения как-то пробираться по этому шкуродёру попросту невозможно. На протяжении последующих 15-ти лет пещеру изучали, а заодно готовили для туристов. Так появились мостки и железная дорога, и с 1975 года пещера стала открытым объектом. Что же до Гиви Спира, то, во-первых, его именем был назван один из залов (обладающий замечательной акустикой, и там теперь проводят концерты для избранной публики, поэтому зал закрыт для общих посещений), а во-вторых, сейчас он является директором всего комплекса Новоафонской пещеры.
На этом с преамбулой заканчиваю и приступаю к амбуле. Осторожно, под катом 50 фотографий. Берегите трафик и нервы.

Так как пещера находится в толще горы, в нескольких десятках метров от поверхности, для удобства посещений была построена специальная железная дорога. По ней бегает крохотный поезд с пятью вагончиками, и если бы входы-выходы были оборудованы эскалаторами, иллюзия пребывания в метро была бы полной. Станции оборудованы не хуже, чем в столицах, только размеры куда меньше.


Для того, чтобы посмотреть пещеру, необходимо не спуститься, а подняться по довольно крутому тоннелю к плотно закрытой двери. Она должна быть всегда в таком положении, чтобы не нарушить микроклимат. В тоннеле ещё довольно душно и жарко, но стоит попасть за дверь, как сразу же становится свежо и прохладно. Выходить обратно не хочется совершенно.


Вообще, когда смотришь на Иверскую гору снаружи, не верится, что эдакая громадина может быть полой внутри. Обманчивы Кавказские горы...

Когда в первый раз оказываешься в огромном пустом зале и осторожно заглядываешь за край, то глаза, ещё не привыкшие к полумраку, видят лишь нереальную тёмную бездну. И только несколько минут спустя они начинают различать гигантские валуны, осыпи, подземные озёра, провалы, гроты, складки, тоннели...


Первый из сталактитов-сталагмитов - знаменитый "Череп". Находится у перехода между первым и вторым залом. Обратите внимание, как он блестит от воды - дальнейший рост идёт полным ходом.


Идёшь-идёшь в сумраке, и вдруг в темноте открывается...


...белая каменная чаша, вся будто в накипи известняковых отложений. Потом-то к похожим достопримечательностям привыкаешь, а поначалу замираешь от восхищения.


Частичный вид на второй зал. Он ещё больше первого, общая высота - 70 метров, а глубина этой котловины - где-то 30-40 метров. Объёмы при этом такие, что здесь легко поместится пара кварталов. Во время паводков вода заполняет котловину до самых мостков, а если бы не водоотводы, зал, как самый глубокий, был бы затоплен целиком. На дне - глина, плотно слежавшаяся до состояния цемента, огроменные каменюки и осыпи. Более чем уверена, что под слоями песка, глины и камней находятся разные неприятные сюрпризы вроде каменных мешков и провалов, так что не советовала бы гулять там без специального снаряжения.
А вот эти мостки, по которым нам предстоит идти в третий зал, считаются самыми длинными среди пещерных мостов. Когда перемещаешься по ним, а снизу-слева-сверху-справа-спереди-сзади метры и метры пустоты, агорафобия появляется даже у самых психически устойчивых.


Не знаю, каково было другим, но мне было реально страшно куда-то сойти с мостков. Тяжело быть ребёнком родителей-альпинистов, водящих знакомство со спелеологами, ибо многие знания - многие печали. Кстати, на этот спуск сверху активно лилась вода, а подобный душ при температуре +13 не слишком-то приятен. Плюс ещё пугающее такое ощущение, что сейчас нафиг смоет вниз, и выбирайся потом как знаешь.


Увы и ах, передать всё то, что я почувствовала, узрев это местечко, у меня вряд ли получилось, хоть я и сделала несколько снимков в разных режимах.
Можно вот так...


...или так...


Угадайте, что это? Я сначала решила, что, может быть, это продолжение железной дороги или секретный выход к морю, а всё оказалось просто до банальности. Это водосток, благодаря которому пещера больше не затапливается целиком.

Часть стены-потолка в третьем зале. Передать цвета, увы, не получилось - по белому камню идут тонкие чёрные трещины, складывающиеся в прихотливый узор.


Вообще, как нас уверила экскурсовод, обрушение сводов в ближайшие тысячелетия пещере не грозит, потому что порода находится в стадии цементации. Это известие несколько обнадёжило всех нас, но не до конца.

Горизонтальная трещина. Свет прожектора так отражается от свода, что появляется подозрение, будто где-то там спрятана часть гномьего золота.


И вот наконец-то после третьего зала стали появляться сталагмиты (которые растут снизу вверх)...


...и сталактиты (сверху вниз). Вот эти вот иглы, подобно сосулькам свисающие с потолка, впечатлили меня больше всего. Особенно мысль о том, что будет, если они попадают нам на головы.


Следующий зал - самый сухой во всей пещере, потому что находится довольно высоко и почти не затапливается. Так что на стенах естественным образом получается гипс - при увеличении заметны белые пупырышки.


Как-то вот нечаянно вышло такое светобезобразие во время перехода из одного зала в другой.


Сталагмиты растут у самых мостков, ну прямо как грибы. Трогать их, кстати, запрещено, поскольку температуры человеческого тела достаточно, чтобы замедлить или даже полностью прекратить их образование. Поэтому многие каменные наросты, расположенные на расстоянии вытянутой руки, предусмотрительно закрыты частой сеткой - смотреть можно, а прикоснуться не получится.


Ничтоже сумняшеся подозреваю, что древние греки когда-то заимствовали формы для капителей храмовых колонн именно в пещерах.
  

Смотреть в пещере вниз и по сторонам жутковато, но если поднять глаза вверх... в общем, коль скоро вы не обладаете крепкой психикой, лучше этого не делать. В сводах такие трещины, складки, воронки и дыры, откуда постоянно сочится и капает вода, лишь большим усилием воли удаётся не завопить и не побежать отсюда нафиг куда глаза глядят. В некоторых же, особо фантазийных местах, своды и стены напоминают гигантский желудок, изъеденный язвой. Незабываемое зрелище.




Мини-грот рядом с одним из переходов. На самом деле, он не очень большой, метра три в длину и полтора-два в ширину. Но обратите внимание, какой узор образовали трещинки в закаменевшей глине - будто бы кто-то зачем-то положил здесь настоящую плитку.


Сталагмиты, оккупировавшие вытянутый камень. Не правда ли, похоже на на окаменевшее доисторическое чудище?


Композиция, называемая "Трон". На самом деле, всё это белого цвета, и очень похоже на оригинальное кружево, но мой фотоаппарат превратил наплывы в какие-то застывшие жёлтые сопли, честное слово.


Эта часть вообще как убежавшая манная каша. Только вот масла и мёда явно положили сверх меры.


А на самом деле оно примерно такого цвета, может быть, посветлее и с меньшим количеством жёлтых оттенков.


  

Пещера даёт огромный простор для больного вообразения. Ну чем не голова большой собаки, облитая кашей, и безмолвный часовой у дороги?
  

Сколько раз на протяжении экскурсии я жалела, что у меня нет мощной вспышки... Потому что данная композиция похожа на застывшее чудовище - то ли пещерного медведя, то ли пещерного же тигра. А на моём фотоаппарате вышло какое-то шоколадно-карамельное царство.




Иногда сталактиты принимали невероятно пугающие формы. Здесь не очень понятно, а так эти сосулькообразные потёки были похожи на Руку Славы из магазина Борджина и Бёркса. На кончиках иссохших пальцев мерцают капельки воды - в том переходе было на редкость сыро. Когда эта огромная, сантиметров в пятьдесят, скелетообразная кисть тянется к тебе сверху, хочется побыстрее проскочить неприятное место. А ну как цапнет?!


В предпоследнем и последнем залах много веков назад явно случилось апокалиптичное сражение между Хищниками и Чужими. А потом вмешались некие силы и крепко вморозили всю эту нечисть в камень. Ну натурально Чужие, выглядывающие из стены.


Или вот, например, Чужие на совещании - кого бы ещё пожрать, нежратого.


Сколь прихотлива и изобретательная природа... как бы человек не старался, переплюнуть её он не сумеет.
  

Лестница, ведущая в один из трёх недоступных залов.


Последний, шестой доступный зал с каменным водопадом. Высота водопада примерно 20 метров.




Оно всё тоже белое, но на снимке это очевидно лишь вблизи.


Навечно застывшие струи каменного водопада.
  

  

Наплыв, сияющий мириадами капелек. Исключительно фантастическое зрелище.


Всё-таки у меня не получилось заснять голову Чужого, притаившегося в засаде... Зато хорошо заметны капли воды, покрывающие всю поверхность сталагмита.


И вот посреди всего этого великолепия - безумная, но счастливая Лиорелин. В глаза лучше не заглядывайте, мне самой жутковато туда смотреть.


Только в тоннельчике, ведущем к выходу, понимаешь, что московское и питерское метро - это так, суета сует и томление духа. Вот это - настоящие подземелья.


Конечная станция. В ожидании поезда.


Полностью фотографии здесь, страницы 14-18.
А всего фотографий в альбоме 357 штук на 132 Мб - столько я ещё никогда за один присест не выкладывала.
 
Tags: abkhazia, me, photos
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments