Сейчас, конечно, минувшее видится просто сном, как будто дама в голубом на лестнице в музее Фелицина вовсе и не я, а волшебная принцесса из сказки. Но у меня есть фотографии и видео, а также люди, готовые подтвердить, что всё это было взаправду.
Как-то так исторически сложилось, что мне ещё не доводилось уезжать из города одной, всегда только с кем-то. Однако люди и обстоятельства меняются, и в этот раз я просто поставила перед фактом, что еду куда-то без сопровождения домашних, хотя и не одна. И меня отпустили, правда, волноваться от этого меньше не стали, посему я регулярно отправляла СМСки или звонила. Покой близких надо беречь...
На вокзал мне довелось приехать первой, и чтобы не скучать, я поболтала с Рики и Настей, потом подошёл Чер, потом Дэн, Ира с Женей, затем Лекстер и Рики, и до полного комплекту Никольская. Женя угостила нас новостью о том, что на какой-то из краснодарских радиостанций промелькнуло сообщение, что из Сочи на бал едет известный хореограф с группой возлюбленных учеников, и мы тут же радостно вознесли осанну Черу. Он немедленно от неё открестился, и мы почти сутки выясняли, кто же тот таинственный великий танцевальный гуру. Йарвен нам потом его назвал... но об этом после.
В вагон мы погрузились дружною толпою, благо что места у нас были рядом. Правда, бузить до двух ночи я не стала, потому что за день вымоталась изрядно, и почти сразу отправилась на боковую, но немножко со всеми всё-таки посидела. Впрочем, это меня не спасло - я категорически не умею высыпаться в поезде, и в этот раз продремала до утра, вздрагивая от каждого звука.
Кранодар встретил нас прохладой и звёздным небом, которое, по словам Иры, здесь большая редкость, потому что звёзды обычно закрывает смог. Видимо, город решил поприветствовать нас таким образом. Мы слегка потолпились на перроне, а минут через десять нас подобрал мальчик Петя, ответственный за встречу и проводы, и повёл на остановку. Не знаю, как у других, а я с этого момента как будто попала в иную реальность. Около семи утра Сочи ещё спит, лишь редкие граждане, личный и общественный транспорт нарушают утреннее спокойствие. Даже на вокзале. В Краснодаре жизнь уже вовсю кипит, туда-сюда снуют автобусы, троллейбусы и маршрутки, работают магазины, а толпы народа куда-то спешат - и это в субботнее утро. Но если бы это было только единственное открытие... Мы сели в троллейбус, он каким-то чудом развернулся на предвокзальной площади, забитой транспортом, и увёз нас в городские джунгли. И вот тут-то у меня конкретно сорвало башню, простите мой клатчский. Впрочем, не только у меня. Город оказался расчерчен на ровные прямоугольники кварталов широкими дорогами, ни одна из которых не петляла вправо-влево и вверх-вниз, словно американские горки. Только повороты на 90 градусов, не меньше и не больше. Я запуталась моментально, будучи не в силах запомнить, какое же количество перекрёстков надо проехать и где повернуть, чтобы добраться до нужной остановки, где нам предстояло сделать пересадку. Наверное, надо прожить в Краснодаре не один год, чтобы во всём разобраться. Ко всему прочему, это очень ровный город. И в основном - пока ещё - малоэтажный. И поэтому там невероятно много неба. Оно не ограничено горами, и из-за этого всё время кажется, что тёплый краснодарский ветер оторвёт тебя от земли и зашвырнёт в это безбрежное пространство бултыхаться до бесконечности. В сочетании с просторами, на которых раскинулся город, это создавало феерическое состояние. Каюсь, когда мы проезжали места, не занятые домами, я по привычке искала море - мне хотелось зацепиться хоть за какую-то знакомую деталь, чтобы прийти в себя. Но открытой воды нам так и не встретилось - Кубань и Краснодарское водохранилище остались где-то в другом месте. Как у меня окончательно не поехала крыша - я не знаю. Особенно после того, как мы высадились где-то в центре и ждали транспорт на промежуточной остановке. Откуда-то из-за спины в сторону надвигающегося рассвета (или куда-то рядом) начали мигрировать огромные стаи местных ворон. Они летели и летели, толпами и группами, как если бы мы попали в один из хичкоковских фильмов или - почему нет - к месту полномасштабных игрищ какого-нибудь Дозора. На бесконечном небе бесконечные вороньи стаи производили жутковатое впечатление, и выходить из-под крыши на открытое пространство как-то не хотелось. К счастью, когда мы узрели свой автобус, вороны уже улетели, и угроза возможного нападения с воздуха исчезла.
Йарвен и Дарья, главные организаторы предстоящего бала, пригласившие нас в Краснодар, жили в небольшом домике в сельской местности, удивительно приютившейся посреди большого поля между жилыми массивами. Как я поняла, такое в столице края вполне обычное явление: постройки 19 или начала 20 века соседствуют с хрущёвками, новостройками и одноэтажными хатками с огородом и садом. Притом, что подъезды сразу выходят на тротуар и проезжую часть, а никакой зелёной полосы между дорогой и тротуаром нет и в помине. Это было очень похоже на Москву или Петербург, только менее ухоженное и с бóльшим количеством зелени. В Краснодаре сразу чувствуется благородная провинция, что бы там не мнили о себе модные многоэтажные свечки новостроек. Не знаю, кому из местной администрации пришло в голову, что они будут хорошо смотреться в городе - такой архитектурный кошмар ещё надо было выдумать. Ей-Мерлин, будет очень жаль, если старый Краснодар совсем замнут и от него останется лишь несколько зданий в центре. С Сочи, увы, это уже случилось, да и то, что ещё осталось, ради Олимпиады наверняка изничтожат.
В гостях мы провели всю первую половину дня. Спали, болтали, смотрели фотографии "Ривендейла" aka "Бремен", слушали рассказы Йарвена и Дарьи, мучали ихних котов, фотографировались, жевали, гладили наряды, шили, повторяли танцы, а Чер с Йарвеном даже урвали полчасика на тянбару - в общем, время провели со вкусом. Душевные люди наши хозяева, вынести такую ораву народу - это какое терпение надо иметь. А ведь потом они ещё и уборкой-оформлением зала занимались. Великие люди, да, не то что всякие там прославленные сочинские хореографы россыпью.
После часа дня, отправив баулы с нарядами под надзором Насти и дарьиного брата в музей, мы поехали туда же, но своим ходом. Нужный автобус подошёл почти сразу, в нём нашлось достаточно мест, чтобы разместить нас всех с комфортом, и мы повторили путь через город, но уже при дневном свете. Слегка пообвыкнув, моя крыша не торопилась улетать в дальние края, но сменявшие друг друга с завидной переодичностью кварталы и перекрёстки клонили в сон. Хотя я и узнала кое-какие места, через которые мы проезжали рано утром - что со мной бывает не так уж часто.
До музея пришлось метров двести ещё пройти пешком, но я ничуть об этом не пожалела.
Весьма живописные здания в том районе. Особняки лепятся друг к другу стенами так, что между ними нет никакого расстояния, и если проделать дверь в общей стене, можно легко оказаться у соседей. Прежде я такое видела лишь на картинках или в кино. Зал, в котором нам довелось танцевать, находился почти посередине, в бывшем доме купца Фелицина, который был построен специально для приёмов. Когда нам говорили, что бал будет проходить в старинных интерьерах, мы и не подозревали, насколько же велико было наше везение. Музейщики потом рассказали, что реставраторы трудились несколько лет, чтобы восстановить первоначальные краски росписей на стенах, лепнины, плитку на полу и всё прочее. Я даже углядела старинный комод на застеклённой веранде и зеркало ему под стать в коридоре. А когда углубилась в дебри, в поисках дамской комнаты, то настолько ощутила двухсотвековую атмосферу, что не на шутку перепугалась и поспешила сбежать на свежий воздух. Перенесло бы меня в начало девятнадцатого века - и всё, только бы вы меня и видели.
Не знаю... словами не передать, какой восторг охватывает от пребывания в этих стенах. Мне весь вечер казалось, что я не очень-то и достойна здесь находиться, не говоря уже о возможности потанцевать. Однако ж у меня хватило наглости разложить детали своего платья в комнате, которую отвели на раздевалку для дам, и шустренько смыться на прогулку, пока не прогнали прочь.
Правда, далеко мы не уходили. Душевно посидели в кафе, при этом народ пострадал от нехватки видового разнообразия пива (на пиво в этот день вообще не везло) и жестоко постебался над парадом свадеб, избравших сквер у музея для фотосессии. Накушавшись, мы запаслись энергетиками и водой, после чего с чистой совестью вернулись в музей.
Пока участники и гости неторопливо подтягивались, мы в основном успели переодеться и пофотографировать друг друга. Заодно посмотрели, как у Йарвена, Дарьи, Рики (а может, и у кого ещё) местные телевизионщики берут интервью. Надо будет внимательно за новостями следить, вдруг покажут. :) Журналистка даже меня умудрилась выцепить, задав вопрос о бранлях - куда правильно ставить ударение и что это за танец. Спасибо Морин, благодаря которой я не ударила в грязь лицом и которая убила немало времени на то, чтобы вдолбить в нас историю танцев.
А сейчас я напишу несколько весьма нелицеприятных строк, так что следующие два-три абзаца можно пропустить. Однако же от шпилек удержаться не могу никак.
Пускай с моей стороны это прозвучит не слишком тактично по отношению к принимающей стороне, но я должна сказать, что по части костюмов нам не было равных на этом балу - среди дам точно. Только Дарья в сине-сером платье (оно прекрасно, и изумительно ей идёт) и ростовчанки, а также некоторые эльфоподобные барышни в фэнтезийных нарядах выделялись из общей массы юбок на кринолинах, корсетов и блузок. Оно, в целом, неплохо смотрелось... на какой-нибудь сельской вечеринке, но не в подобных интерьерах. Мама, с которой я вчера сначала рассматривала фотографии, а потом видео, выразилась намного прямее: "Что на этом балу делает прислуга? Эти костюмы делают их похожими на прачек". И, кстати, за весь вечер я не услышала в адрес наших костюмов ни одного слова - ни хорошего, ни плохого - и даже начала думать, что никакого впечатления мы не произвели. Но после знакомства с фотографиями поняла, что окружающие, видимо, просто были в шоке. Или молча страдали от зависти... во всяком случае, я помню достаточно недобрых взглядов в нашу сторону. То ли в Краснодаре не принято делать комплименты, то ли одно из двух.
Жаль только, что тамошние кавалеры, несмотря на изрядное количество, отличались непонятной робостью и крайне неохотно шли на контакт. Можно подумать, один танец их к чему-то обяжет в отношении дамы... Многие так и подпирали стенку, редко-редко выходя на паркет, да и то лишь после того, как их пригласят дамы. М-да. А ещё, что меня удивило, это неумение или, возможно, нежелание подстраиваться под партнёра. Как приучили танцевать - так и будем, не важно, легко ли посторонней даме/кавалеру дотягиваться до вздёрнутой вверх руки или поспевать за привычно быстрым шагом. Я, конечно, списываю эту зажатость на стеснение, но, по-моему, к концу бала оно должно было уже пройти - а я ничего такого не заметила.
Уровень танцев у всех был разный, тут что-то сравнивать будет некорректно. К сожалению, ростовчане не стали показывать свои танцы, поэтому солировали краснодарцы и мы, но фолковые и ренессансные танцы лучше не смешивать, вместе оно не сочетаемо. Чер вот ругался на то, что турдион танцевали совсем не на гальярдных шагах... мне, правда, понравилось, потому что выглядело очень живо и легко, да и версию музыки подобрали соответствующую. Надо будет попросить у Йарвена композиции, под которые они танцевали - кой-какие мне весьма понравились, "Ривендейл" и "Цветы Эдинбурга", например. К моему великому счастью и удовольствию, мы таки не залажали барочный контрданс - кажется, я готова бесконечно любоваться тем, как здорово у нас получается, и даже мои судорожные запихивания веера подмышку выглядели на удивление естественно. Рики с Лекстером жаловались на то, что трижды залажали "Со бен ми", но право, ничего такого со стороны видно не было. "Рогоносец" получился вполне синхронно, и я так и не шлёпнулась после очередного наступания на собственные юбки (когда уже я подогну чрезмерно длинные края...). Дэн явил себя настоящим Казановой, оттанцевав сначала с одной Натальей, а затем с другой подряд "Австрию гонзагу" и "Вилланеллу". И под конец Рики с Чером задали жару "Барьерой", показав, что такое настоящий артистизм, которого, положа руку на сердце, многим на балу не хватало.
Вообще, краснодарский народ подружнее нашего будет. Я была весьма изумлена количеством людей, возжаждавших светских удовольствий и не побоявшегося явиться на бал. Сочинские какие-то пугливые, сидят по углам и носа не кажут. И организация мероприятия, безусловно, была на диво хороша. Отдельные раздевалки для дам и кавалеров, небольшое, но такое важное угощение, драпировки стратегически важных мест, пресса, профессиональный звук, и даже живая музыка - наш слух услаждали ансамбль "Возрождение" и группа "Уоллес Бэнд", под которые мы вовсю импровизировали. Так что вечер, безусловно, удался.
Правда, я, разрываясь между танцами, видео- и фотосъёмкой, получила примерно половину удовольствия. Тяжело за всем следить, тем более, когда помощников нет... Вилланеллу вон так и не засняли, как и большую часть мастер-классов. Я намерена категорически потребовать ввести должность постоянного оператора, который будет ответственен за качественную съёмку, потому что так страдать я больше не хочу. Есть же у нас, в конце концов, дамы без костюмов, которым можно поручить это серьёзное дело.
Закончилось всё как-то непонятно. Подуставший народ потихоньку разбегался, ролевая дискотека продлилась не больше получаса, хоть и завершилась полным кичем - танцевать па-де-грас под мелодию, не приспособленную для этого совершенно - ах, и почему никто-никто не заснял это на видео? Йарвен и Дарья более чем заслуженно стали королём и королевой бала - стоило оценить по достоинству хотя бы их организаторские заслуги. К слову, за шесть балов, что у них были, им впервые повезло получить оба титула вместе. Всё это, конечно, не помешало мне робко надеяться, что повезёт кому-то из наших... может, даже мне, но взгляды окружающих быстро давали понять, что об этом нам можно и не мечтать.
Под конец мероприятия была некоторым образом шокирована, какой бедлам способны учинить дамы в пространстве, отведённом под раздевалку - кавалеры в этом плане оказались куда чистоплотнее, притом, что у них места было в половину меньше. Завалы из кринолинов, обуви, цивильной одежды, пакетов, сумок и прочего барахла моментально превратили очаровательную комнату в свалку. Не мне, как любительнице разводить грандиозный бардак, судить, но я правда не ожидала. Прямо цыганский табор на выезде. И ещё дикая манера оставлять двери нараспашку в то время, когда на переодевающихся одно неглиже... то ли специально так делалось, то ли мозгов не хватало - не знаю. Но было очень неприятно.
Пока шёл бал, на улице начался дождь. Не проливной, но холодный и неприятный, особенно вечером. Попрощавшись с музеем и хозяевами бала, мы укрылись от непогоды в суши-баре, слегка прогулявшись по вечернему Краснодару. Администрация сначала обалдела, увидев толпу из девяти человек, жаждущую восточной экзотики, но терять деньгу, естественно, не пожелала, и нашла нам место в зале для курящих - ради совместных посиделок я решила потерпеть гадкий дым и старательно дышала через рот. Суши, роллы и сашими я, правда, так и не рискнула отведать, зато попробовала тирамису и новый коктейль. Заодно у меня родилось нехорошее намерение вытащить ньюкасловцев в какой-нибудь из сочинских суши-баров, в ноябре или декабре, потому что сидеть с ними в кафе, вкушать разные интересности и болтать о том о сём и ни о чём - это прекрасно. "Мама Роза" всё ж таки приелась, хочется разнообразия.
На вокзал мы возвращались на такси, выловив нескольких частников прямо у входа в суши-бар, ибо наши попытки заказать транспорт по телефону обернулись неудачей. В Сочи я с таким столкнулась лишь однажды, но, может, просто в этот вечер все были заняты... Вообще, краснодарские автолюбители мне очень не понравились. Вот говорили мне, что в Сочи ещё как-то соблюдают правила и уважают пешеходов - а я, балда, не верила. Теперь у меня другое мнение на этот счёт. Когда автомобили прут через пешеходный переход на красный свет для себя и, соответственно, на зелёный для нас - ну, я не знаю, как такое можно адекватно назвать, чтоб не конфликтовать с цензурой. Причём, даже если на переходе уже есть люди, водители и не думают снижать скорость, так и прут на шестидесяти в час, не делая никаких попыток затормозить. И такое было постоянно, что на окраинах, что в центре. Теперь я понимаю, отчего в краевой столице столько аварий и почему так часто гибнут люди. С таким-то подходом.
Билеты мы купили быстро и всего рублей на десять дороже, чем если бы брали заранее. В вагоне удалось договориться с проводником, чтобы нам позволили устроиться всем вместе. Местечко, конечно, было не козырное - в конце вагона у входа в тамбур и туалет, поэтому ночью постоянно кто-то шастал покурить или за малой надобностью, нещадно при этом громыхая дверью. Почти час мы болтали, делились впечатлениями и хохотали, пока сон окончательно нас не сморил. Рано утром - ещё пяти не было - веселье продолжилось с новой силой, но поезд прибыл в Сочи, мы простились с Настей, которой предстояло путешествовать до конечной, и разъехались на такси - нереально в пять двадцать утра в южной столице надыбать общественный транспорт. Это вам не Краснодар... Город был тих, тёмен и пуст, асфальт влажно блестел от ночного дождя, знакомые детали пейзажа радовали глаз, а мечты о скором возвращении домой придавали этой поездке некоторую романтичность. Мы с честью выдержали это испытание. И уже мечтаем о новых авантюрах. :))