Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Categories:

Первый рейс теплохода "Князь Владимир".

Меня тут очень просили рассказать о том, как прошло наше плавание. :) Поделюсь впечатлениями, без фото- и видеоматериалов, ибо у меня их столько, что разбирать явно больше недели. А во второй рейс "Князь Владимир" отправится уже в это воскресенье вечером.



Несмотря на то, что теплоход совсем не молодой (бывший автомобильный паром, переделанный в круизный лайнер, который сменил не одного хозяина прежде, чем попал к нам), он вполне бодрый. Когда включал оба двигателя, то нёсся по морю так, что ни один дельфин за нами не поспевал. Обстановка в жилой части спартанская, в большинстве кают лишь пара кроватей (или одна большая), письменный стол, стул, шкаф, встроенный совмещённый санузел. Если приходить в каюту только спать, то этого более чем достаточно. Коридоры в жилых блоках узкие и одинаково безликие, но путаешься в них только первые сутки, а потом уже перемещаешься по разным палубам практически не думая. Тем более, что корабль устроен симметрично, это сильно упрощает ориентирование на местности.
У меня сложилось впечатление, что ремонт, который делали несколько месяцев, в основном касался ходовой части и кухни, а оригинальные интерьеры не сильно пострадали - они выглядят морально устаревшими лет на двадцать, а то и тридцать. Но если не заморачиваться и не страдать понтами, то об этом особо и не задумываешься.
К сожалению, ремонт не затронул систему вентиляции. Она страшно шумела при работе, и когда снаружи было жарко - грела воздух, когда холодно - охлаждала. Под конец путешествия, после целого дня в море, мы уже не могли спать без дополнительного пледа. Как регулировать температуру и силу поддува - мы так и не поняли.
Были проблемы и в санузле. Вся сантехника старая и основательно пожившая, меня такое всегда напрягает. Душевая лейка протекала в разных частях, плюс никак не регулировался напор - струи били так, что больно было мыться, особенно в нежных местах.
Радиооповещение пассажиров хорошо было слышно только в коридорах, а в каюте ничего разобрать было невозможно. Приходилось открывать дверь и слушать. А вот пожарная сигнализация орала как резаная.

Питание было организовано на высшем уровне: шведский стол, завтрак-обед-ужин по графику, всегда было горячее, салат-бар, разные соусы, десерты, питьевая вода, чай и кофе. Блюда постоянно были разные, повторы случались редко. Качество отличное, и даже если продукты не дорогие, они всегда были свежие. Ещё можно было что-то заказать отдельно, за деньги, если хотелось не как у всех. В основном народ просил разный алкоголь.
Порадую тех, кто, как и я, не ест мясо. Выбор блюд очень большой, от голода умереть невозможно. Каши, овощи, фрукты, соусы, хлеб (кажется, из корабельной пекарни), сыр трёх видов, орехи, творог, йогурты, грибы, омлет, оладьи, блины и прочее. Подкачали только супы, потому что ни разу не было ни одного по-настоящему вегетарианского. Как-то подали минестроне, я из осторожности спросила, что там, и едва сдержала смех, когда официантка сказала, что это овощной суп на курином бульоне. Так что будьте бдительны.
Зал «Ривьера», где всё это происходило, огромный, занимает половину пятой палубы - от борта до борта, с большими окнами. Можно было сидеть, есть и смотреть на море или на город, если дело было в порту. Всегда помогали официанты - принести какое-то блюдо или напиток, дополнительные столовые приборы, что-то подсказать. Исключительно вежливые девушки и парни.
Также есть небольшой уютный ресторан «Князь Владимир» для тех, кому хочется эксклюзива. Там уже питались за деньги. Мы так ни разу и не зашли, но полагаю, что уровень был таким же высоким, как и за общим столом.
Баров вроде бы два или три, но мы заходили только в один на шестой палубе, рядом с бассейном. Обслуживают быстро и с юмором, выбор напитков и закусок большой, цены при этом не выше, чем на берегу. Чай-кофе 70 рублей, питьевая вода 60, коктейли с алкоголем и без от 150 до 300 рублей. Приятное место, рекомендую.
А насчёт шведского стола советую приходить или к самому началу трапезы, или спустя 30-40 минут, как схлынет волна ажиотажа. В пятницу, когда мы шли в открытом море и все пассажиры собрались в одном месте на обед, в очереди за горячим едва не началась драка. Было очень неприятно.

Ещё меня весьма опечалило, что нам обещали трёхразовое питание, но по факту три дня мы обходились без корабельных обедов, потому что с собой нам не предоставляли замену в виде сухого пайка. В Новороссийске, насколько знаю, экскурсантам давали с собой ланч-боксы, а потом уже никому. То есть вроде как уплачено за всю еду, но ты её не получаешь. Это непорядочно, я считаю. Мне предложили взять хлеб, сыр, овощи и сделать бутерброды, но только представьте, что с ними случится за день на крымской жаре. Правильнее было бы предложить двухразовое питание без обеда, который бы удешевил стоимость путёвки - пусть не намного, но всё-таки.

В целом, конечно, обычный персонал, с которым мы взаимодействовали - охрана, уборщицы, официанты, матросы, администраторы на ресепшене - отлично вышколены, всегда были вежливы, старались решить проблемы по мере возможности. Если у меня и есть вопросы, то не к ним, а к вышестоящему начальству, которое создавало трудности для экипажа неумелой организацией процесса. Как с ланч-боксами или гостевым доступом (про это ниже).
В первый вечер нашего круиза нам предложили оставить чаевые для персонала по окончании путешествия, так как в его время с нас никто за обслуживание ничего не берёт. Исключительно по желанию. Так вот мы обе с подругой остались довольны и не пожалели оставить денег. Надеюсь, их потом передали по назначению.

Досуг, развлечения и другие сервисы, входившие в стоимость путёвки, нас практически не заинтересовали - либо оказались не доступны. Детская комната только была в процессе создания, медцентр, парикмахерская, фитнес и сауна были закрыты, кинозал на второй палубе открыли только после нашего вопроса на ресепшене, но сеансы шли в то время, когда мы находились на берегу, а в последний день были фильмы, которые нас не заинтересовали. Аква-аэробика, разнообразные конкурсы, какие-то концерты, самодеятельность - опять же не наш жанр, мы вообще старательно избегали ресторана «Азур» на шестой палубе, где это всё происходило. А мастер-классы по танцам, игре на гитаре и ещё чему-то проводились днём, когда нас на корабле не было - если они были вообще. В библиотеке на восьмом уровне постоянно резвились дети с аниматорами и не было ни одной книжки на русском, а по-немецки я не понимаю. Знала бы о такой проблеме - привезла бы книжек. Так что если кто поедет в круиз, прихватите что-нибудь для библиотеки.

Единственное, чем мы воспользовались, это пляжная зона - на шестой и восьмой палубах. Шезлонги и полотенца можно взять бесплатно на специальных стойках. Бассейны каждое утро наполняются свежей морской водой, которая, к сожалению, не подогревается. Днём с понедельника по четверг мы были заняты, вечером купаться было уже холодно, а в пятницу моросил дождик, дул ветер, а распогодилось лишь после обеда. Так что мы только позагорали и пофотографировались с коктейлями, но обошлись без водных процедур.
Вечером приходили сидеть на корме, смотреть закат и звёзды. Всегда можно было добыть тёплый плед, чтобы не мёрзнуть на ветру. И вообще пледы были самым популярным видом одежды в этом рейсе. :)

От экскурсионного обслуживания я лично отказалась ещё до начала круиза, а когда ознакомилась с содержанием того, что предлагают, лишь укрепилась в своём мнении. Во-первых, стоимость задрана в два, а то и в три раза. Я в жизни не поеду в Никитский ботанический сад за 1550 рублей, когда могу это сделать за 300 плюс 40 рублей на маршрутке туда-обратно. Тем более, что за вход на достопримечательности надо было доплачивать отдельно на месте. В Воронцовский дворец, например. Во-вторых, содержание экскурсий откровенно нелепое, я это смею утверждать и как специалист по музейному делу, и как бывалая путешественница. Обзорная по Новороссийску меня просто убила, это было самое тупое из всего, что предлагалось. В-третьих, организация процесса сильно страдает. Тут я пишу с чужих слов - мне рассказывали об этом те, кто ездил. Например, вместо того, чтобы разбить большую группу в несколько десятков человек на две или три поменьше, всю эту толпу гоняли по объектам, и в результате очень трудно было и посмотреть, и нормально послушать, что рассказывает гид на экскурсии. Автобусы выезжали часто с задержкой, в результате людей гоняли бегом-бегом, комкая рассказ. И не оставляли времени хотя бы купить что-то на память - при том, что на самом корабле крымских сувениров не было от слова совсем. Короче, я бы связываться с экскурсионным бюро не советовала категорически. Разве что только вы совершенно не в состоянии организовать себе культурный досуг.

Что до сувенирного магазина, то он меня тоже разочаровал. Так-то он красивый, товары интересные, но вот их подбор рассчитан скорее на иностранцев, чем на пассажиров из России. Картины, шкатулки, авторские куклы, платки, украшения - это не то, чего хочется от круиза по Чёрному морю. Нет, это очень красиво, я не устояла и купила себе кое-что, но всё равно предпочла бы видеть книги о Крыме и Сочи, поделки из самшита и кипариса, магниты, крымско-татарскую расписную керамику и их же шитьё, мозаичные фонарики, крымские эко-десерты, травяные чаи, матросские бескозырки, флаги, нашивки, футболки и прочее, прочее, прочее, чем так славен Крым. В конце концов, даже сувенирку с символикой теплохода «Князь Владимир» - уж на шарфик или там кружку я бы разорилась, просто на память. Так вот ничего этого нет, и в чём смысл данного магазина - я так и не поняла.
Кстати, очень не хватало хотя бы примитивного лотка с галантереей и косметикой. Крем от загара и для загара, панамки, расчёски, заколки, маникюрные принадлежности, салфетки, прокладки, бельё, купальники - да мало ли что может понадобиться в пути, что некогда и негде искать на берегу. Но даже обещанный салон красоты, он же парикмахерская, был закрыт. И дьюти-фри, кстати, тоже.
И почему нельзя было, например, организовать мини-почтовое отделение? Отправить открытку с борта судна - блин, это же круто. Но никому в голову не пришло. Лучше уж нажиться на экскурсиях...

Отдельно напишу про организацию досмотра и охраны. Всё понимаю, безопасность, защита, исключение проблем, всё ради блага пассажиров, но процесс организован совершенно некомфортно. Постоянно чувствовали себя как в осаждённой крепости. Чтобы попасть на корабль, надо было пройти многоступенчатую систему контроля. Особенно меня выбесил КПП в Ялте, где рамка детектора была настроена настолько чувствительно, что реагировала даже на золотые украшения, стальные болты в моих очках и крючки в лифчике. Ладно, серьги и очки я сниму, хотя с моими -8 я не вижу деталей уже в 15 см от кончика носа, но вот раздеваться до белья в присутствии незнакомых мужиков - идите, пожалуйста, нахуй стразу. Интересно, на металлические коронки в зубах некоторых пассажиров рамка тоже начинала орать? И почему такого дебилизма не было нигде больше, кроме Ялты? А ведь мы там стояли два дня, хотя могли бы провести их в Севастополе, где куда как интереснее и детектор настроен правильно. Нет, серьёзно, как вспомню - так трясти начинает.

Теоретически на корабль можно пригласить гостей с берега. Для этого необходимо подать заявку через ресепшен, в которой указать Ф.И.О., дату рождения, номер и серию паспорта, кем и когда выдан документ. Служба безопасности проверит людей и выдаст пропуска, с которыми их пропустят внутрь. К сожалению, мне так и не удалось проверить эту систему в действии, потому что в Севастополе никого на борт не пустили, и всем, у кого там были друзья и родственники, приходилось общаться с ними за пределами морского порта. Мне эти бюрократические проволочки стоили примерно полтора часа потерянного времени, которые я могла бы провести с куда большей пользой. Так что, наверное, лучше не пытайтесь звать гостей.

В заключение - что с собой брать и что не брать, или не повторяйте моих ошибок. :)
- Мы нашли в каютном шкафу только пять вешалок на двоих, и как хорошо, что я взяла с собой ещё четыре дополнительных. Иначе не представляю, как бы мы эти пять между собой поделили. Так что возьмите какие-нибудь лёгкие дешёвые, они вам очень пригодятся.
- Глажка и стирка на корабле осуществляются за плату, самостоятельно сделать это нельзя, тем более, что в каютах нет радиаторов отопления. Берите достаточный запас нижнего белья и немнущуюся одежду. Не знаю, допускается ли правилами использование портативных утюгов - но скорее всего, не разрешат.
- А вот взять свой фен не помешает, потому что, вопреки рекламе, в каюте не было своего фена, за ним надо было идти на ресепшен. Мне не известно, сколько их было всего, но мне удалось получить фен со второй попытки, а подруге не удалось вовсе. Наверное, кто-то брал и не возвращал назад.
- Можно не тащить полотенца, гели, шампуни, мыло - всё дают на месте, причём ещё меняют на свежее каждое утро. Но вот тапочек и зубной щётки с пастой нет, нужны свои.
- Ещё дают питьевую воду, бесплатно, так что можно не думать о том, где искать попить среди ночи или утром, когда всё закрыто.
- Алкоголь, купленный на берегу, забирают при входе на корабль и возвращают перед отъездом. Сущее безумие. Зачем тогда нужны экскурсии в Абрау-Дюрсо и Массандру? Но, так или иначе, будьте готовы покупать вино только на подарки.
- В каюте всего две рабочих розетки - одна у изголовья кровати, над столом, вторая на потолке у шкафа. Была ещё третья в санузле, но она то ли не работала, то ли имела очень слабое напряжение. С двух розеток тяжело заряжать каждый вечер кучу разнообразных девайсов, так что нужен какой-нибудь безопасный тройник или сетевой фильтр. Может быть, имеет смысл попросить на ресепшене - вдруг у них есть. Мы не спрашивали. И ещё нужен полностью заряженный внешний аккумулятор эдак на 20000 мА, чтоб хватило надолго. Сомневаюсь, чтобы в ближайшее время в каютах поменяли проводку и устроили больше розеток.
- Звукоизоляция между каютами никакая - мы слышали всё, что говорили наши соседки, хотя не просили их об этом. Когда им вздумалось петь после одиннадцати вечера - это был кошмар. Хорошо, что у меня с собой всегда беруши. Они не спасали от гудения вентиляции, но хотя бы перекрывали чужие голоса.
- Обязательно берите какие-нибудь тёплые штаны и куртку - вечером, ночью и утром может быть холодно, а при скоростном движении дует какой-то дикий ветер, пробирающий до костей. Шапка или большой платок тоже пригодятся.
- Для активных походов нужны удобная обувь и обязательно шляпа от солнца и крем от загара. Мы встретили достаточно пассажиров, обгоревших до состояния красных томатов. И периодически теплоход сильно раскачивает. Я это дело переношу спокойно, но людям со слабым вестибулярным аппаратом нужны специальные средства. Лучше не надеяться на медкабинет на второй палубе, а позаботиться о себе самостоятельно.
- Не уверена, что надо тащить с собой технику сложнее смартфона и фотоаппарата. Если активно гулять по берегу и потом ещё идти на вечерние развлечения, то времени залипать в гаджеты просто не будет. Тем более, что вай-фай и сотовая связь есть только в порту во время стоянки и на расстоянии 5-10 км от берега. И когда вы находитесь в каюте - ни позвонить, ни отправить СМС, ни выйти в сеть невозможно. С вами, соответственно, тоже связаться не смогут. При этом, если открыть дверь в коридор - сразу появляется немного связи. Лучше всего ловит на пятой и шестой палубах. Спутниковый интернет для общего пользования на корабле не организовывают, потому что дорого.
- В Крыму до сих пор роуминг, 3G не работает, так что надо положить достаточно денег на счёт, если не хотите уйти в минус. С меня МТС брал 10,80 рублей за минуту, даже если я говорила 20 или 30 секунд.
- На теплоходе действует и наличный, и безналичный расчёт, стоят банкоматы (на четвёртой палубе у ресепшена). Правда, бывают казусы, когда пропадает связь, и тогда придётся тратить наличные.
- При выходе с корабля обязательно надо брать с собой и именную карту-пропуск, и паспорт, иначе потом придётся объясняться со службами безопасности порта и теплохода. Мы так не влипали, но подобных забывчивых пассажиров видели, их было очень жаль.

В общем и целом, я скорее довольна своим первым морским круизом, у меня нет претензий к рядовому персоналу, который сделал всё, чтобы пассажирам было комфортно. Но вот те, кто стоит за организацией всего процесса, то ли не понимают, как надо устраивать круизы, то ли не хотят напрягаться, а думают только о зарабатывании денег, - а может, то и другое сразу, - но в результате множество разных косяков забивает хорошие впечатления и портит удовольствие. Ибо это действительно кайф - ужинать на теплоходе с видом на Южный берег Крыма с осознанием, что утром тебя ждёт Севастополь. Только вот в каюте стоит либо духота, либо холод, добыть фен - это целый квест, а за решением любой проблемы надо обращаться на ресепшен, где далеко не факт, что её сумеют решить теми ограниченными возможностями, которые есть у работников. И ещё слишком короткие стоянки, за которые толком не успеваешь погулять. Такое ощущение, что круиз создать создали, но совершенно не продумали, как там всё будет работать. Ну и зачем тогда устраивали тестовый рейс? Если мы, пассажиры, заплатившие деньги за путёвки, вынуждены на себе испытывать неготовый до конца туристический продукт, то за это, вообще-то, должно полагаться вознаграждение. Но я не профессиональный тестировщик, я туристка, и я хочу отдыхать, а не работать.

На этом у меня всё. Вышло очень много букв, так что спасибо за терпение и внимание.
Если у кого есть вопросы - задавайте, потому что я наверняка что-то упустила из виду. Буду только рада помочь.

P.S. Увижу тут ботов, троллей и прочую нечисть - буду бить нещадно, не раскрывая комментов. Так что не старайтесь, вас никто, кроме меня, не прочитает. Нечего спросить по делу - лучше молчите, авось сойдёте за людей.

P.P.S. В круиз я ездила за собственный счёт и по собственному интересу, в связи с чем буду писать только правду и ничего кроме правды. Если вы считаете, что пост проплачен - вперёд в суд, в прокуратуру, к президенту и к рептилоидам на Нибиру. Очень интересно посмотреть, как вы будете изыскивать доказательства, меня обличающие. Я, слава Мерлину, не блоггер, я могу себе позволить высказывать собственные мысли и прочие оценочные суждения. А так как меня и раньше никуда не звали, то угрозы, что не будут звать и дальше, меня вот как-то ну совсем не пугают.

P.P.P.S. Организаторам круиза и владельцам теплохода «Князь Владимир» могу только пожелать дальнейшего улучшения сервиса, продуманности деталей и более внимательного отношения к комфорту пассажиров. Спасибо за приключение, теперь я готова к настоящему путешествию по океану.

 
Tags: black sea cruise, crimea, me, ships
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →