Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Крепость Керчь.

После занимательной дискуссии о необычных туалетах решила воскресить в памяти пост двухлетней давности, специально для travel_russia. К сожалению, не знаю, как обстоят там дела сейчас, особенно в связи с началом большой стройки. Очень надеюсь, что крепость не закрыли для посещения, финансирование улучшили, территорию расчищают, решили проблему с транспортной доступностью, а сотрудники стали более дружелюбны к посетителям. Кто там ещё не был - тому обязательно побывать. :)

Оригинал взят у liorelin в Крепость Керчь.

Одна из уникальных достопримечательностей Восточного Крыма, информацию о которой почему-то не найти в рекламе и путеводителях, находится к югу от города Керчь и носит его имя. Это фортификационное творение генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена - знаменитого военного инженера Российской Империи, который получил известность во время Крымской войны. Крепость была построена во второй половине XIX века на мысах Ак-Бурун и Павловский для обороны входа в Азовское море. Уникальность крепости состоит в том, что её защищают не только мощные стены из местного камня, но и толстый слой земли, в которую она погружена практически вся.



Добраться до крепости можно следующим образом.
На общественном транспорте: сесть на маршрутку № 6 и доехать до конечной остановки рядом с Цементной Слободкой, оттуда пройти пешком около 3-х километров по частично бетонной, частично грунтовой дорогой до северных ворот крепости.
Также туда ездит городское такси (любое на выбор), или можно добраться на своей машине.



Но если вы впервые в этих краях, советую сначала прогуляться пешком. Окрестности исключительно живописны. Можно полюбоваться на господствующую над Керчью гору Митридат с Обелиском Славы, синей гладью Чёрного моря и косой Тузла, стройкой Керченского моста, бескрайними цветущими полями и местной живностью. А вот обратно уже лучше взять такси, потому что после продолжительной экскурсии сил на 3-километровую дорогу уже не останется.



В конце концов, дорога прямо упирается в официальный вход - северные ворота крепости, - проходя в широком коридоре между двух крепостных стен с бойницами. Ни с чем спутать нельзя. Внутрь сразу не пускают, требуют дождаться начала экскурсии. Их там две: первая утром, с 9:30 либо с 10:00, по основным объектам крепости, вторая после обеда, с 14:30, по наиболее сохранившейся части - Минскому люнету и береговым укреплениям. Продолжительность 2,5-3 часа, стоимость на 2014 год составляла 200 рублей (сейчас наверняка подняли), фото- и видеосъёмка бесплатно. Если вы не попали к крепости вовремя, внутрь вас не пустят, и либо ждите вторую экскурсию, либо приходите в другой день. Выходных у них вроде бы не наблюдается... Договориться об индивидуальной экскурсии не вышло, хотя мы пытались.



Вообще, местные знают разные обходные пути и часто гуляют по крепости, пользуясь тем, что сотрудников музея не хватает на обход всей её площади. Но если вы приехали сюда впервые, лучше так не поступайте. Территория огромная, больше 400-т гектаров, постройки "спрятаны" под землёй, ориентиров не так много, и вам не поможет даже план крепости, который больше путает, чем объясняет. Потеряться в лабиринте бывших рвов, стен и дорог - раз плюнуть. А ещё там после Великой Отечественной остались неразорвавшиеся снаряды, и в земле полно провалов, скрытых травой - крепость подземная, помним? Далеко не все помещения открыты, и даже те, что известны, несут опасность. Если с вами дети, то следите за ними особенно внимательно. А к любителям экстрима и диггерам я вопросов не имею. :)



Когда у ворот соберётся достаточно народу, кассир позовёт всех внутрь для оплаты билетов. (Хотя может и не позвать, если решит, что людей мало и экскурсоводу не стоит напрягаться.) Напротив кассы находится небольшой выставочный зал размером с одну комнату - с планами крепости, документами и предметами, которые нашли во время раскопок. Рядом во дворе можно сходить в туалет типа сортир, и я советую это сделать, так как потом уже никаких туалетов вы не встретите.
А пока экскурсия не началась, можно со смотровой площадки полюбоваться на сохранившиеся береговые укрепления мыса Павловский. Жаль, что прогулка к ним возможна лишь во второй половине дня...



Кстати, на территории крепости до сих пор расположена действующая береговая часть Черноморского флота. По моим наблюдениям, военные в Крыму отжали себе самые лучшие земли в самых интересных местах. :) Заповедник Карадаг, мыс Фиолент, Ай-Петри и так далее - я искренне завидую тем, кто проходил срочную службу в окружении бесподобной красоты. :)



Первую остановку в экскурсии делаем в Лабораторной балке - здесь когда-то изготовляли порох, снаряды, пули и всё остальное. Работы эти были достаточно опасны, поэтому проводились на значительном удалении от других частей крепости. В потолке старых ворот всё ещё сохранился крюк, с помощью которого снизу, через шахту, поднимали разные грузы и потом перевозили на склады или к действующим батареям. В случае осады крепость должна была сама себя обеспечить всем необходимым вооружением.



Полтора столетия прошло - а сохранность построек невероятная. Сейчас бы строили с таким качеством.



Затем нас провели к одному из пороховых погребов. Пока не спустишься вниз - ни за что не узнаешь, насколько это гигантское сооружение. Словно взяли большой ангар и целиком вкопали в землю.



Погреб представляет собой несколько просторных сводчатых помещений, которые отделяют друг от друга длиннющие продольные ходы - вентиляционные галереи. Поэтому в погребе всегда сухо, прохладно и комфортно. Для пороха.



В центре устроена большая пороховая камера, похожая скорее на актовый зал, чем на склад. В боковых стенах проделаны вентиляционные отверстия, соединяющие камеру с соседними галереями, для циркуляции воздуха, а вверху - круглые световые шахты, благодаря которым внутри относительно светло. Раньше они были забраны специальными застеклёнными решётками, сейчас утраченными. Единственная сохранившаяся из них выставлена в зальчике рядом с входом в крепость. Кстати, присутствовавший с нами на экскурсии инженер по вентиляционным сетям высоко оценил качество работы XIX века...



По расчищенному подземному ходу выбираемся на поверхность. Обратите внимание на идеальное состояние каменной кладки.



По тропинке поднимаемся на самую высокую точку крепости, к триангуляционной башне. Круглые холмы на самом деле искусственного происхождения, в каждом из них раньше прятался артиллерийский расчёт или наблюдательный пункт.



Если этого не знать, то издалека можно и не догадаться, какие тайны прячут эти холмы.



С высоты 112 м над уровнем моря открываются умопомрачительные виды на крепость, город, его окрестности и пролив. Вот на выходе из Чёрного моря толпятся грузовые корабли, ожидая разрешения на проход в Азовское море. Просто рай для шипспоттеров.



Та самая, знаменитая коса Тузла. Сейчас, когда там вовсю идёт строительство, она выглядит совсем иначе.



Только с высоты по-настоящему осознаёшь, насколько же огромную территорию занимает крепость.
Вот эти серые цилиндры, вкопанные в земляную крышу, и есть световые отверстия, на которые мы смотрели снизу. А под ними - склады и погреба.



От триангуляционной вышки спускаемся к той части крепости, которая носит имя своего создателя - форт Тотлебен.



Заходим внутрь, осматриваем бывшие казармы и вентиляционный проход, служивший "воздушной подушкой" - зимой оберегал от холода, летом от жары.



В советское время здесь тоже квартировала военная часть, и на старых стенах всё ещё сохранились надписи, вырезанные срочниками в 70-80-е. А над воротами можно разобрать лозунг антитабачной пропаганды.



Отдельные несознательные представители нашей группы очень хотели посмотреть, как был устроен дисциплинарный батальон полтора столетия назад. :)



И не только он. :) Вот это, дамы и господа, настоящий, сохранившийся со второй половины XIX века солдатский туалет - в стеночке писсуары, с желобом для мочи, напротив - каменные унитазы для субстанций погуще. Туалет, увы, давно уже не работает, а то можно было бы почувствовать себя настоящим служивым царской армии.



Рядом находится бывшая кухня. Её подземная часть сохранилась намного лучше наземной - на стенах и полу ещё можно найти остатки кафельной плитки с орнаментом. Разумеется, всё старое оборудование давным-давно вывезено.



Одна из самых интересных частей экскурсии - контрминные галереи. Это "предбанник", откуда начинались контрмины. Всего их было устроено более 80-ти.
Да, без фонарика в эти подземелья лучше не соваться. Для неподготовленного туриста они похожи на паутину из переплетающихся ходов, и в их лабиринте очень легко заблудиться.



В разные стороны из основной галереи веером расходятся галереи поуже. Каждая заканчивается каменным тупиком, в котором раньше в полной темноте сидел обученный солдат-слухач и прислушивался, не копает ли под крепость какая-нибудь вражина. И если слышал что-нибудь эдакое, бежал с докладом в "предбанник" к офицеру - а командование уже решало, что делать дальше: рыть встречный подкоп на перехват или взрывать существующий, чтоб помешать неприятелю пробраться в крепость. Сейчас нам очевидно, что эта предосторожность была чрезмерной, но предки нашими знаниями не обладали и на всякий случай готовились ко всему сразу - Тотлебен творчески развернулся после Первой обороны Севастополя, где победа в подземной войне осталась за русскими войсками. По счастью, контрмины ни разу не пригодились, и сейчас мы можем любоваться этим фортификационным памятником в полной его сохранности.



На этом наше путешествие в прошлое заканчивается. По обновлённому мосту мы возвращаемся обратно - мимо форта Тотлебен, действующей военной части и Лабораторной балки.



Предстоит долгая дорога обратно в Керчь, и вот тут, если у вас нет своей машины, лучше вызвать такси. Телефон можно спросить у местных работников. 10-15 минут на ожидание, столько же на поездку - и вы снова в центре города, в XXI веке.



Прочитать об истории крепости подробнее можно здесь или здесь. Экскурсия подходит для компаний единомышленников, которые не чужды военной истории, для любителей природы, старинных сооружений, моря и кораблей.

Для прогулки рекомендую надевать одежду, которая не боится травы, колючек и веток, удобную обувь, шляпу от солнца. Пригодятся трекинговые палки, потому что ходить придётся долго, и достаточное количество питьевой воды. Детей вести только в случае, если они способны выдержать несколько часов на солнце и пересечённой местности. Детская коляска по заросшим тропинкам, подвалам, узким лазам и крутым склонам не пройдёт. Пожилым людям и инвалидам тоже будет сложно перемещаться. В настоящий момент крепость Керчь - довольно дикое место, которое только ожидает полная реконструкция.

 
Tags: adventures, crimea, history, kerch, my photos
Subscribe

Posts from This Journal “kerch” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “kerch” Tag