Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Category:

Музей истории воздушно-десантных войск в Рязани.

История ВДВ была бы немыслима без авиации и парашютов, поэтому первый зал в музее начинается с истории жизни и изобретений Глеба Евгеньевича Котельникова - создателя первого в мире авиационного ранцевого парашюта.

"В небе болтаются сотни бездельников -
Что ж ты наделал, товарищ Котельников?"




Парашют, как устройство для безопасного спуска с небес на землю, имеет долгую историю, но его конструкция оставалась несовершенной вплоть до появления авиации.



В 1910 году Г.Е.Котельников, под впечатлением от гибели лётчика Л.М.Мациевича, занялся разработкой парашюта. Уже в декабре 1911 года Котельников попытался зарегистрировать своё изобретение - ранцевый парашют свободного действия - в России, однако по неизвестным причинам патент не получил.







Вторая попытка, предпринятая во Франции, оказалась успешной, и 20 марта 1912 года он получил патент за № 438612.



Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его первое показательное испытание Глеб Евгеньевич произвёл 19 июня 1912 года в районе деревни Сализи (позже переименована в Котельниково).

Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.



Сначала 2 июня 1912 года провели испытания с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дёрнул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся, а его сила торможения передалась на автомобиль, заставив заглохнуть двигатель.

6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи.

На разных высотах с аэростата сбрасывался манекен весом около 80 кг с парашютом. Все броски прошли успешно, но Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан.



Зимой 1912-1913 года парашют РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. 5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе первой мировой войны.

В начале войны поручик запаса Г. Е. Котельников был призван в армию и направлен в автомобильные части. Однако вскоре лётчик Г. В. Алехнович убедил командование о снабжении экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. Вскоре Котельникова вызвали в Главное военно-инженерное управление и предложили принять участие в изготовлении ранцевых парашютов для авиаторов.

Котельниковым было предложено использовать для самолётов Сикорского и Слесарёва прицепной парашют; их было изготовлено 75 штук, но применения они не получили.





В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2. Позже появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг, однако применения он не получил.

В 1926 году Г.Е.Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.



После первой блокадной зимы Котельников был эвакуирован из Ленинграда. Умер в Москве в 1944 году, похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы ленточки для затяжки парашютов.

В сентябре 1949 года деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён скромный памятник с изображением парашюта.



Продолжение следует...

 
Tags: history, museum of airborne forces, museums, my photos, russia, ryazan
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments