Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Categories:

Морской музей. Два крейсера.

На галерее второго этажа, обычно пустующей, в мае 2014 года находились два стеклянных ящика с моделями кораблей, чья героическая биография не может оставить равнодушной. У них было разное происхождение и разная роль в истории, но общее славное бессмертие.



Первый - знаменитый крейсер «Аврора», ставший символом Великой Октябрьской революции, второй - известный, увы, куда менее, чем следовало бы, крейсер «Червона Украïна», безусловный символ Второй обороны Севастополя.

Предлагаю узнать их историю - и заодно рассмотреть модели во всех подробностях.

Крейсер «Аврора» был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое-Адмиралтейство» 23 мая 1897 года, спущен на воду 11 мая 1900 года и вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 года.



В период русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток (октябрь 1904 - май 1905 гг.), крейсер «Аврора» принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года.



Возвратившись на Балтийское море, «Аврора» длительный период плавала как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В 1906-1912 гг. крейсер посетил порты многих стран мира, а в ноябре 1911 года авроровцы приняли участие в торжествах в честь коронации сиамского короля в Бангкоке (королевство Тайланд).



В период Первой мировой войны крейсер «Аврора» принимал активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров, а в конце 1916 года ставится на ремонт в Петрограде.



В 1917 года экипаж «Авроры» активно участвует в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними Гражданской войне и отражении иностранной интервенции.



В 1922-1923 гг. одним из первых на Балтике крейсер «Аврора» был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940 года, проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. Корабль вновь много плавает и посещает порты ряда зарубежных государств.
В 1924 году крейсер был награждён Красным Знаменем ЦИК СССР, а в 1927-м - орденом Красного Знамени.



С началом Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» и его экипаж встали на защиту Ленинграда. Сражаясь на дальних (Чудская военная флотилия) и ближних (Воронья гора) подступах к городу, авроровцы своим героизмом вписали славную страницу в историю своего корабля. Весь период ленинградской блокады 1941-1944 гг. «Аврора» стояла у стенки в порту Ораниенбаума (сейчас - Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но небольшой экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля. В июле 1944 года крейсер подняли и поставили в ремонт.



В 1948 году крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища.
Затем на «Авроре» был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея. За 45 лет музей посетили уже более 28 миллионов человек, представители более 160 стран мира были его гостями.
В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской революции, а в июле 1992 года там был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг - символ морской мощи России.



~*~

19 октября 1915 года в Николаеве завод «Русского судостроительного общества» («Руссуд») приступил к постройке для Черноморского флота крейсеров «Адмирал Нахимов» (головной) и «Адмирал Лазарев». Первая мировая и Гражданская войны надолго остановили строительство.



Впоследствии «Адмирал Нахимов» достраивался на вновь созданном объединении Николаевских государственных заводов имени А.Марти. 26 декабря 1922 года крейсер получил новое имя - «Червона Украïна». Работы на корабле проводились крайне медленно, не хватало топлива, материалов, рабочей силы и различного оборудования. Поэтому «Червона Украïна» вошла в состав флота только 21 марта 1927 года. Её первым командиром стал Н.Н.Несвицкий.



В сопровождении эскадренных миноносцев «Незаможник» и «Петровский» в 1928 году крейсер с дружеским визитом посетил Турцию. В 1930 году крейсер под командованием П.А.Евдокимова в сопровождении эскадренных миноносцев совершил поход в Средиземное море с заходом в Мессину на острове Сицилия и Пирей в Греции, а четыре года спустя крейсер снова идёт в Турцию. В январе 1941 года после ремонта крейсер стал на своё штатное место в Северной бухте.



22 июня 1941 года «Червона Украïна» встретила под командованием капитана 1 ранга Н.Е.Басистого в составе бригады крейсеров эскадры в Севастополе. Уже 23-25 июня она участвовала в постановке оборонительных минных заграждений. В ночь на 5 июля в составе отряда боевых кораблей вышла к новому месту базирования в Новороссийск, куда прибыла утром 6 июля.



29 августа - 1 сентября «Червона Украïна» осуществляла огневую поддержку обороняющимся под Одессой войскам. 2 октября вышла к Тендре для эвакуации войск и 3 октября возвратилась обратно.



На протяжении всего октября 1941 года «Червона Украïна» курсировала из Одессы в Севастополь и обратно, перевозя войска и совершая артиллерийские стрельбы по позициям противника.



5 ноября командиром корабля назначается капитан 2 ранга И.А.Заруба. С 8 по 10 ноября крейсер регулярно наносил удары по наступающим фашистам.



12 ноября 1941 года на стоящую у Графской пристани «Червону Украïну» был совершен целый ряд воздушных налетов авиации противника. В первой волне участвовало 28 пикирующих бомбардировщиков. В 11:00 крейсер получил попадание двух авиабомб в районе шкафута. В 12:24 еще три бомбы разорвалось в непосредственной близости от его борта. Носовая часть корабля заметно осела в воду, однако он продолжал вести бой и держаться на плаву. Всего на «Червоне Украïне» погибло 70 человек.



Воздушные налеты продолжались до наступления темноты, но больше ни одна бомба не достигла цели. Экипаж делал всё возможное для спасения крейсера, однако через две огромные пробоины в правом и левом бортах во внутренние помещения корабля проникло около трех тысяч тонн воды. В ночь на 13 ноября крен на левый борт достиг критических 40 градусов, и командир «Червоной Украïны» по приказанию штаба командующего флота отдал команду покинуть корабль.



В 4 часа утра, когда последний баркас отошел от крейсера, он, перевернувшись, ушёл под воду с поднятым кормовым флагом. На дно Южной бухты лёг крейсер, который первым ввели в состав флота после Октябрьской революции. Он был единственным советским крейсером, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Его экипаж вошёл в состав частей, обороняющих Севастополь, а 17 декабря из снятых с крейсера 130-мм орудий в Севастополе сформировали четыре береговые батареи.



В ноябре 1947 года крейсер «Червона Украïна» был поднят, 8 февраля 1948 года поставлен в док, корпус отремонтирован и использовался как учебно-тренировочная станция. С 30 октября 1950 года он был превращён корабль-мишень. 10 мая 1952 года посажен на грунт в районе косы Бакая как мишень для бомбометания морской авиации.

Судовой колокол с крейсера «Червона Украïна»

В Севастополе на Графской пристани установлена мемориальная доска, где на красном граните высечен силуэт крейсера и подпись: "Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Украïна»".



Засим я откланиваюсь и объявляю временный перерыв. Впереди - события Великой Отечественной войны и выставка оружия за музеем. Я обязательно вернусь к Морскому музею. :)

Ещё раз поздравляю всех с Днём Военно-морского флота России! Флоту быть! Да здравствует Севастополь! Уррррааааа!!!

Продолжение следует...

 
Tags: crimea, fleet museum, history, museums, my photos, sevastopol, ships
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments