Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Categories:
  • Location:
  • Mood:

Морской музей. Лейтенант Шмидт.

В дни первой русской революции на Севастопольском рейде среди других кораблей стоял крейсер «Очаков». Экипаж этого корабля, имевший постоянное общение с заводскими рабочими, был наиболее революционным на флоте.



24 ноября 1905 года в Севастополе начался организованный большевиками мятеж, к которому присоединились матросы, рабочие порта и солдаты крепостной артиллерии. В этот же день был создан Совет матросских и солдатских депутатов, который принял решение поднять восстание на всём Черноморском флоте и назначить командующим флотом лейтенанта Петра Петровича Шмидта.
Совет восставших выработал ряд политических и экономических требований к царскому правительству: учреждение демократической республики, установление свободы слова, митингов и собраний, введение 8-часового рабочего дня, сокращение сроков и улучшение условий воинской службы и так далее.
В ночь на 26 ноября депутаты Совета прибыли на крейсер «Очаков» и призвали моряков присоединиться к восстанию. Матросы под руководством большевиков А.Гладкова и Н.Антоненко захватили крейсер в свои руки. Офицеры, пытавшиеся разоружить корабль, были изгнаны на берег. Командиром был назначен С.Частник, поддерживавший революционеров.
28 ноября Шмидт поднял на «Очакове» флажный сигнал «Командую флотом», и к полудню в руках восставших было 12 кораблей с численностью экипажей более 2 200 человек. На мятежных кораблях были подняты красные флаги. С «Очакова» Николаю I направили телеграмму с требованием немедленно созвать Учредительное собрание и с заявлением, что флот перестаёт повиноваться царскому правительству.
Однако власти предприняли ответные меры. Севастополь был объявлен на военном положении, к нему из других городов начали стягивать войска. На большинстве кораблей ещё накануне восстания были обезврежены орудия, арестованы или списаны на берег революционно настроенные матросы.
Правительственные войска предъявили восставшим ультиматум с требованием капитуляции, но получили отказ. Через три часа после ультиматума по восставшим кораблям и казармам был открыт огонь. Через полтора часа после начала боя мятежные корабли были разбиты, а восстание - подавлено.
Оставшиеся в живых мятежники были арестованы — всего свыше двух тысяч человек. Шмидт, Антоненко, Гладков и Частник в марте 1906 года были расстреляны. Несколько десятков матросов было осуждено к различным срокам каторжных работ и тюремного заключения, а сам мятежный крейсер в 1907 году был переименован в «Кагул».



Революционные корабли Черноморского флота на Севастопольском рейде. Ноябрь 1905 г.



Активные участники вооружённого восстания в Севастополе в ноябре 1905 г.



Полумодель миноносца «Свирепый».



На миноносце «Свирепый» в ноябре 1905 года во время вооружённого восстания в Севастополе П.П.Шмидт обходил корабли Черноморского флота, сосредоточенные в Севастопольской бухте, призывая их экипажи присоединиться к восстанию.





Личные вещи лейтенанта Шмидта.





Ещё одна модель революционного корабля, выставленного в четвёртом зале - крейсер «Очаков».



Заложен 15 августа 1901 года в Севастополе, вступил в строй в 1905 году. Строитель - корабельный инженер Н.Янковский.
Длина - 134 м, ширина - 16,6 м, водоизмещение - 6 645 т, осадка (углубление) - 6,3 м. Мощность механизмов - 19 500 л.с., скорость - 23 узла.



Экипаж - 23 офицера, 547 человек нижних чинов. Вооружение: 12 - 152-мм орудий, 12 - 75-мм орудий, 8 - 47-мм орудий, 2 - 37-мм орудия, 2 десантных орудия, 2 пулемёта, 2 ТМ.



После восстания участвовал в Первой мировой войне. 15 декабря 1917 года перешёл на сторону Советской власти. 14 ноября 1920 года уведён Врангелем в п.Бизерта (Тунис).



Личные вещи матросов, арестованных после поражения восстания.







Можно долго спорить о роли личности в истории, но, по моему скромному мнению, абы кому на Графской пристани не стали бы табличку устанавливать...



А впереди была первая из глобальных войн ХХ века, прозванная современниками Великой и навсегда изменившая облик мира. Черноморский флот и Севастополь не могли остаться в стороне.

Продолжение следует...

 
Tags: crimea, fleet museum, history, museums, my photos, sevastopol, ships
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments