Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Categories:
  • Location:
  • Mood:

Морской музей. Броненосец "Потёмкин".

Четвёртый зал - последний в экспозиции первого этажа. По размеру такой же, как второй, по важности ни в чём не уступит, а вот экспонатов, пожалуй, поменьше. Вот, можете сами осмотреться.



Зал охватывает историю первых десятилетий ХХ века: участие моряков-черноморцев в Первой российской революции 1905-1907 гг. и Первой мировой войне 1914-1918 гг. Расположение витрин и предметов в них, правда, несколько хаотичное, поэтому пришлось опять выкладывать всё по смыслу, а не по порядку.



В центре - две симпатичные модели, я к ним ещё вернусь.



Но сначала - история корабля, который стал одновременно символом и мифом Первой русской революции.

[Читать...]10 октября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего.
Несмотря на все последующие переименования, он вошёл в историю как «Князь Потёмкин Таврический», или по-простому броненосец «Потёмкин».
К формированию команды броненосца приступили практически одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж, в котором готовили корабельных специалистов различного профиля - артиллеристов, машинистов, минеров. При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.
Тесные связи экипажа броненосца с революционно настроенными рабочими Николаева завязались практически с момента закладки корабля. Когда же командование узнало, что среди моряков распространяется нелегальная большевистская литература, корабль перевели на достройку в Севастополь.
На Черноморском флоте готовилось вооруженное восстание, причем комитет планировал осуществить его осенью 1905 года. Это выступление должно было стать составной частью всеобщего восстания в России. Но получилось так, что на «Потёмкине» оно вспыхнуло раньше - 14 июня, когда броненосец проводил опробование орудий на Тендеровском рейде. Поводом к нему послужила попытка командования броненосца учинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров.
Вспыхнула перестрелка. Были убиты командир корабля, старший офицер и несколько наиболее ненавистных команде офицеров. Остальных офицеров арестовали.
Руководство восстанием на себя взял артиллерийский унтер-офицер Г.Н.Вакуленчук - организатор социал-демократической группы на «Потёмкине». Но в самом начале восстания он был смертельно ранен, и во главе революционных матросов встал другой большевик - А.Н.Матюшенко.
Овладев броненосцем, моряки избрали судовую комиссию и командный состав, приняли необходимые меры по охране оружия, механизмов корабля и арестованных. К восставшим присоединилась команда миноносца № 267, находившегося тогда на Тендеровском рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. В 14:00 14 июня 1905 года команда новейшего корабля царского флота объявила его кораблем революции.
Вечером того же дня оба корабля пришли в Одессу, где происходила всеобщая стачка рабочих. Потёмкинцы и одесские рабочие организовали массовую демонстрацию и траурный митинг во время похорон Вакуленчука. После этого броненосец произвел несколько боевых выстрелов по скоплениям царских войск и полиции.
Уже 17 июня 1905 года на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота. В ее состав вошли броненосцы «Двенадцать Апостолов», «Георгий Победоносец», «Три Святителя», а также минный крейсер «Казарский». Царь Николай II счел восстание на «Потёмкине» опасным и, не желая допустить, чтобы этот корабль крейсировал в Чёрном море под революционным красным флагом, отдал приказ командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Чухнину немедленно подавить восстание - в крайнем случае, потопить броненосец со всей командой. Однако первая встреча эскадры с революционным кораблем окончилась победой потёмкинцев.
В Одессе, куда броненосец вернулся после второй встречи с эскадрой, не удалось получить ни провизии, ни воды. После долгих совещаний решено было идти в Румынию. 19 июня «Потёмкин» в сопровождении миноносца № 267 прибыл в Констанцу. Но и там местные власти отказались выдать морякам необходимые запасы. Революционные корабли вынуждены были идти в Феодосию. Перед уходом из румынского порта потемкинцы опубликовали в местных газетах воззвание «Ко всем европейским державам» и «Ко всему цивилизованному миру», объяснив в них причины и цели восстания.
После отказа румынских властей обеспечить «Потёмкин» продовольствием, топливом и водой положение сложилось критическое. Пришлось питать котлы забортной водой, что вело к их разрушению.
В Феодосию броненосец пришел в 6 часов утра 22 июня 1905 года. Там его уже ждали регулярные части царской армии и жандармы. Группа матросов, высадившаяся на берег, была обстреляна ружейным огнем, поэтому пришлось снова идти в Констанцу.
Прибыв туда 24 июня, матросы сдали свой корабль румынским властям, и на следующий день, спустив красный флаг непобеждённого корабля революции, сошли на берег в качестве политэмигрантов. Команда миноносца № 267 не пожелала сдаваться местным властям и поставила корабль на якорь на внутреннем рейде.
26 июня в Констанцу прибыл отряд кораблей Черноморского флота. А на следующий день Румыния вернула эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» России.
После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В ноябре 1905 года команда корабля присоединилась к восставшему крейсеру «Очаков», но, так как броненосец был разоружён, активного участия в восстании он не принимал. В 1910 году он прошёл капитальный ремонт в Севастополе, затем был задействован в Первой мировой войне: 5 ноября 1914 года принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 года – в бою у пролива Босфор.
После февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, правда в несколько усеченном виде - он стал называться «Потемкин-Таврический». А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его экипажа, присвоили новое имя - «Борец за свободу».
29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года броненосец был захвачен частями Украинского фронта РККА, а 24 июня 1919 года - белогвардейцами. После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В настоящее время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.


А теперь - свидетели тех далёких событий.



Встреча эскадренного броненосца «Князь Потёмкин Таврический» с кораблями эскадры. 17 июня 1905 г.



Личные вещи участников восстания.









Памятник участникам восстания на броненосце «Князь Потёмкин Таврический»







Прекрасная модель эскадренного броненосца «Князь Потёмкин Таврический».



Длина - 115,4 м, Ширина- 22,2 м, водоизмещение - 12 480 т, осадка (углубление) - 8,3 м.



Мощность механизмов - 10 600 л.с.



Экипаж - 26 офицеров, 705 матросов.



Вооружение: 4 - 305-мм орудия, 16 - 152-мм орудий, 14 - 75-мм орудий, 6 - 47-мм орудий, 2- 37-мм орудия, 2 десантных орудия, 4 пулемёта, 5 торпедных аппаратов.



Часть фок-мачты броненосца «Потёмкин».
В 1924 г. фок-мачта была установлена задним знаком створа на о.Первомайском. В 1957 г. она была снята и разрезана на части, которые, как реликвии, хранятся в ряде музеев страны.



Фрагмент зеркала с броненосца «Потёмкин».



Зеркало из кают-компании разбилось во время учебных стрельб. Один из осколков взял для себя боцман Ф.В.Мурзак. Раму для фрагмента сделали корабельные плотники.



Модель миноносца № 267.



Настоящее восстание на Черноморском флоте началось, как и планировали, осенью. Но об этом - в следующей части.


Продолжение следует...

 
Tags: crimea, fleet museum, history, museums, my photos, sevastopol, ships
Subscribe

  • 40 000 лет спустя...

  • Один день зимы.

    Тот самый исключительный случай, который не может не вынудить меня сделать пост в этом почти заброшенном дневнике. :) Снег напал на Сочи! Наконец-то!…

  • Влажная палитра от GreenStuffWorld.

    Настало время поделиться моими впечатлениями от работы с влажной палитрой от Гринстаффа. Как и обещала, две недели я терзала, мучила, проверяла её…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments