Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Categories:

Прогулки по Севастополю. Памятник затопленным кораблям.

Всё время, что я провела в Севастополе, меня тянуло к этому месту, как магнитом, и никакое другое в те майские дни не вызывало настолько сильных чувств. Чем бы я не планировала заниматься, рано или поздно меня всё равно приводило в эту часть набережной. Примерно как в Москве меня всегда тянет на Красную площадь, а в Питере - на Стрелку Васильевского. :)



Каюсь, правильное название запомнила далеко не сразу - севастопольцам после пришлось мне популярно объяснять, где я не права. :) Ну а сейчас я уже сама могу кому хошь всё про Памятник затопленным кораблям объяснить. Приступим?

Это - самый известный из памятников Севастополя, который по праву считается его эмблемой и в 1969 году был включён в советский герб, действующий до сих пор.



Памятник возвышается на квадратном основании в виде искусственного гранитного утеса, сложенного из необработанных гранитных глыб. Из него как бы вырастает шестигранный пьедестал, увенчанный стройной коринфской колонной из светло-серого полированного диорита. Завершается она бронзовой фигурой двуглавого орла с распростертыми крыльями, который держит в клюве лавровый венок - символ славы.



К основанию памятника прикреплена бронзовая доска с изображением погрузившихся в волны кораблей, а ниже выбита надпись: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 гг. для загражденiя входа на рейдъ».



Общая высота памятника - 16,66 метров, высота колонны - 7,08, диаметр - 0,95. Размах крыльев орла - 2,67 метра.
Говорят, что крылья изображают профили адмирала Нахимова и Императора Николая I. Но я, сколько ни смотрела, увидела только "иголки", которыми орёл "украшен" сверху - чтобы не садились птицы и не портили внешний облик памятника. :) Может, не с того ракурса смотрела?..



Ну а чайкам приходится довольствоваться гранитным пьедесталом и окружающими камнями.





Памятник был воздвигнут в 1905 году, к 50-летию Первой обороны Севастополя. Его авторами являются: скульптор академик А.Г.Адамсон, архитектор В.А.Фельдман и военный инженер О.И.Энберг.



Памятник благополучно пережил землетрясение 1927 года и взрыв неконтактной донной мины вблизи от него 22 июня 1941 года, хотя и получил серьёзные повреждения: было сбито крыло орла, утрачены часть капители и гранитные блоки. В любой момент он мог рухнуть. В 1951 году Киевские научно-реставрационные мастерские выполнили реставрацию монумента (автор проекта - архитектор А.Л.Шеффер). Ремонтно-восстановительные работы проводились также в 1955-1959 гг., 1989-м и в 2007-2008 гг. во время комплексной реконструкции Приморского бульвара.



Чрезвычайно живучий памятник. Прямо как сам Севастополь. :)



Вот такой он, во всём блеске своей славы.



И уж к нему-то народная тропа не зарастёт никогда.



А напротив Памятника, на декоративной подпорной стене, установлены два старых якоря с затопленных кораблей.



Правда, если вчитаться в едва заметные буквы на чугунной табличке, то понимаешь, что на этом же месте в год установки Памятника произошло ещё одно событие. «Здесь 23 ноября 1905 года царскими войсками были зверски расстреляны революционные матросы крейсера "Очаков"». Оттакот. Зверски. Расстреляны. О_о Интересно, это как? Хотя нет, лучше не надо подробностей.



А теперь предоставлю слово Истории, чтобы ответить на вопрос, почему корабли, затопленные во время Первой обороны города, удостоились собственного памятника - и почему впоследствии его стали считать главным севастопольским символом.

После высадки в сентябре 1854 года англо-франко-турецкой армии и поражения русских войск на реке Альме положение Севастополя стало очень тяжёлым. Опасаясь прорыва вражеского флота на рейд Севастопольской бухты, русское командование приняло решение затопить поперёк входного фарватера часть устаревших парусных судов: линейные корабли «Силистрия», «Уриил», «Селафаил», «Три Святителя» и «Варна», а также фрегаты «Сизополь» и «Флора». Корабли выстроились почти строго с севера на юг, между Конcтантиновской и Александровской батареями. 11 сентября 1854 года суда были затоплены вместе с пушками и такелажем. Экипажи вместе с корабельной артиллерией отправились защищать оборонительные бастионы города. Так началась 349-дневная Первая оборона Севастополя.



Это было трагическое решение, правильность которого оспаривается до сих пор. Его инициатором был князь А.С.Меншиков, но адмирал В.А.Корнилов, который в то время являлся командующим флотом, жёстко ему воспротивился. Он предлагал всем кораблям выйти в море и либо разгромить вражеский флот, либо погибнуть. Однако военный совет, понимая гибельность этого плана, настоял на правильности приказа главнокомандующего. Объединённая эскадра союзников превосходила севастопольскую в несколько раз по всем параметрам (численность, вооружение, манёвренность, скорость), в распоряжении неприятеля были пароходы, а у русского флота главным образом - парусные суда.



Корнилову пришлось согласиться с мнением товарищей. В его приказе по флоту от 11 сентября 1854 года говорилось: «...Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обречённые жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла...».



Когда 14 ноября 1854 года разразилась страшная буря, разметавшая вражеский флот, заграждение из затопленных кораблей было повреждено. Поэтому пришлось затопить ещё один корабль, а в феврале следующего года - дополнительно шесть старых судов: линейные корабли «Двенадцать апостолов», «Святослав», «Ростислав», фрегаты «Кагул», «Мидия» и «Месемврия». Они были пущены на дно бухты между Николаевской и Михайловской батареями (восточнее затопленных ранее).

</a>


Оставшиеся корабли использовались для артиллерийской поддержки сухопутных войск, некоторые служили госпиталями. В августе 1855 года, когда русские войска по специально наведенному понтонному мосту перешли через бухту с Южной стороны на Северную, в разных частях рейда были затоплены последние корабли Черноморского флота. А всего в Севастопольской бухте было затоплено 75 боевых кораблей и 16 вспомогательных судов, включая шхуны.



Несмотря на то, что соотечественники неоднозначно оценивали затопление кораблей накануне Первой обороны, флотоводцы противника сразу же дали этому решению высокую оценку: «Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями», - писал командовавший французским флотом вице-адмирал Гамелен.



В ноябре 1854 года для подрыва затопленных судов на винтовом пароходе "Принц" англичане отправили в Балаклаву секретное оружие - мины и отряд водолазов под командованием сержанта 1-й роты Уильяма Рпея. Однако уже упоминавшийся шторм 14 ноября стал причиной гибели "Принца", и затопленные русские корабли до конца обороны преграждали доступ кораблям союзников в Севастопольскую бухту, сделав её практически неприступной с моря.



Значительная часть судов, почти полностью парализовавших судоходство в бухте, в 1857-1859 гг. была поднята. 20 кораблей удалось извлечь из воды неповреждёнными, отремонтировать и снова поставить в строй (пароход «Херсонес» и часть транспортов), но большинство поднятых судов пошло на слом. Очистка же бухт затянулась более чем на десять лет. С другой стороны, Парижский мирный договор 1856 года всё равно запрещал России держать военный флот на Чёрном море... почему бы не расчистить место для более нового? :)

</a>


И напоследок кое-что о названии Памятника. Забавно, что вначале для него выбрали совсем другое имя. Вот примечательный документ за № 3898 из канцелярии Великого князя Александра Михайловича, подписанный 3 августа 1905 года: «Памятник Затопленным кораблям впредь именовать "Местом заграждения Севастопольского фарватера"» (фонды Музея героической обороны и освобождения Севастополя, А-378, л.34). Но севастопольцам - я уже писала об этом - невозможно навязать что-то, чего они принять не желают, так что... :)

А завтра я начну развёрнутую экскурсию по набережной и акватории Севастопольской бухты. Готовьтесь. :)
Продолжение следует...

 
Tags: city, crimea, history, my photos, sea, sevastopol
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments