Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Categories:

Записки русской оккупантки. Керчь опять и снова. :)

Про то, что я снова собираюсь ехать в Крым, особо не трепалась - мало ли, вдруг сорвётся. :) Так что в курсе было человек пять-семь от силы, а на работе вообще не поняли, что я куда-то еду, несмотря на то, что я припёрлась с большим рюкзаком и одета была по-походному. :) Вы не поверите, но офисные и вчера, кажется, так и не сообразили, что я из Крыма вернулась... Ох мне эти люди. :) Конспирация вполне удалась, так что 12, 13 и 14 июня я провела не где-нибудь, а в Керчи.



Мне эта идея стукнула в голову недели так за две до длинных июньских праздников. Я вообще ожидала в гости подругу из Ростова-на-Дону, хотела её везде выгулять и показать, что стало с городом после Олимпиады. А где-то числа так 29-30 мая меня торкнуло: зачем оставаться дома, когда эти четыре дня можно провести с пользой в другом интересном месте? И понеслось. :)

Подруга согласилась сразу и безоговорочно. Предложила поехать ещё паре сочинских девушек, но они помаялись-помаялись и отказались. Хотя и от этого случилась польза, так как меня заставили посчитать бюджет поездки. Хорошее дело, кстати, позволяет сразу прикинуть необходимые расходы и отсечь посторонние траты. Минимальные цифры (в рублях) у меня получились такие:
- билет от Сочи до Порт-Кавказа - 703,00;
- билет на паром - 162,00;
- маршрутка до Керчи - 10,00;
- номер в гостинице за двое суток (из расчёта два человека в номере, т.е. половина стоимости) - 650,00;
- на питание, музеи, транспортные расходы в городе, примерно - 1 000,00;
- маршрутка в Порт-Крым - 10,00;
- билет на паром - 162,00;
- билет из Порт-Кавказа в Сочи - 703,00.
Итого 3 400,00, ну 3 500,00 для красоты. По-моему, очень бюджетно. Я, правда, положила себе на расходы ещё тысячу, так как меня просили купить кое-что крымское. Но даже 4 500,00 - 5 000,00 на трое суток, с учётом всех расходов, это, на мой взгляд, вполне посильно.
К тому же, в чём плюс долгих выходных - ни у кого не надо отпрашиваться. Можно спокойно уехать вечером сразу после работы (предпраздничный день сокращён на час), а потом вернуться накануне рабочих будней - и никто даже не узнает об отъезде. Красота!
Помню, в первый раз, когда вечером 30 апреля усаживалась в порт-кавказский автобус, волновалась страшно. А теперь всё как-то буднично прошло, ну села - и села, скорее давайте в дорогу. :) К сожалению, других быстрых (главное, прямых) способов как-то из Сочи добраться в Крым ещё не придумали. Но я заранее была готова к трудностям автобусного переезда и сказала себе держаться.
Путешествие получилось весёлым. Когда я возвращась домой месяц назад, меня встречали вспышками молний, ударами грома и тропическим ливнем. В этот раз небесам показалось мало, и мне добавили спецэффектов. На побережье обрушился смерч, ураганный ветер залил дорогу водой и завалил деревьями (одно рухнуло прямо перед нашим автобусом), камнями и грязью. Так что в Туапсе добирались с приключениями; я шутила, что за следующим затором из деревьев и камней нас ждёт засада разбойников, грабящих корованы. :) Я теперь сомневаюсь, что 12 мая это Севастополь меня провожал артподготовкой - однозначно Сочи негодует, что я его опять бросаю. А почему я так думаю - расскажу позднее.
По пути гнали, чтоб уложиться в график, но в Порт-Кавказ приехали вовремя. Правда, моя попутчица, которой надо было выйти где-то в районе Анапы (но не в самом городе), то ли проспала свою остановку, то ли не знала толком, как она выглядит, и в результате опомнилась, лишь когда мы очутились на Таманском полуострове. Перебудила полавтобуса матами, обложив водителя, нас и почему-то правительство почём свет стоит. Ничего так будильник. :) Водитель еле успокоил её обещанием отвезти назад. Люди, будьте бдительны, если вам нужно выйти не на официальной остановке. :)
Обратно засыпать не стала, так как до прибытия оставалось где-то полчаса. На посту ДПС нас тормознули, полицейский заглянул в салон, удивился, что мало народу (видимо, человек пятнадцать - действительно мало, хотя 1 мая было столько же), и отправил нас дальше, не проверяя документов. Наши сонные морды были настолько не подозрительны?.. :) Оставшееся время я любовалась окрестностями; косилась на пляж вдоль трассы, мечтая прогуляться по нему в тот день, когда буду возвращаться; заметила с другой стороны, в зарослях местной флоры, памятник в честь каких-то событий Великой Отечественной (и решила непременно к нему вернуться); смотрела на очередь из автомобилей, ждущих возможности переправиться - километра 3, пожалуй, набиралось. Скучно не было.
Автостанция в Порт-Кавказе ничуть не изменилась за прошедший месяц, и я ей обрадовалась почти как родной. :) Только мои надежды, что касса уже открыта, не оправдались: график её работы с 8:30 до 18:30, с часовым перерывом в середине. На ставнях и вокруг окна несколько объявлений, но ни единого телефона, по которому можно туда позвонить (потом выяснилось, что приписанный к кассе мобильник временно не работает). Дело в том, что я хотела забронировать обратный билет в Сочи, чтобы потом не волноваться, успею я его купить или нет. Но ждать три часа, пока касса откроется... Подумала-подумала, попросила свою ростовскую подругу заняться этим, когда она приедет в Порт-Кавказ, и пошла на паром. Если кому понадобится бронь, попробуйте звонить по номеру 8-988-244-45-39, с 9:00 до 17:00 - вдруг получится.
Постоять в очереди в кассу пришлось подольше, чем утром 1 мая, да и в целом переправа заняла сильно много времени. Портовики арендовали новый паром - огромный греческий, да ещё с родной командой. Маленькие паромы заполняются минут за 15-20, а этому надо минимум в два раза больше времени. Хотя он гораздо комфортнее, в нём два этажа, работают эскалаторы, бар, туалеты, есть несколько смотровых площадок. Но так как я взобралась на верхнюю палубу с фотокамерой наперевес, то пришлось помёрзнуть на ветру, прежде чем паром сдвинулся с места. Плыли минут двадцать, в сопровождении каких-то перелётных птиц чёрного цвета, под толстым слоем облаков, через серо-зелёное море, покрытое мраморной пенной рябью. Где-то в полвосьмого паром причалил, и мои ноги вновь осквернили крымские берега поступью грязных сандалий. :)
Ну а дальше был знакомый маршрут до автовокзала, мимо центрального рынка и в гостиницу. Я выбрала ту же самую, где останавливалась раньше, так как меня вполне устроило соотношение цены и качества. Там меня узнали, обрадовались и вселили в номер раньше обычного времени заезда. Да, надо в конце концов разродиться отзывом про все гостиницы, где я обитала в мае, такая информация всегда полезна.
Здесь следует добавить, что в те же дни в Керчь приезжали ещё одни мои ростовские знакомые - соблазнившись моими рассказами про Крым, они приняли их как руководство к действию, составили план собственного путешествия, распечатали - и поехали на полуостров. Я когда это узнала, незамедлительно возгордилась. Мои записки оказались востребованы в практической сфере! Прямо как настоящий путеводитель! Аааааааааа! :) Что, впрочем, неудивительно, ибо они создавались примерно с этой целью - облегчить другим то, что я впервые испытывала на своей нескромной персоне.
Вот так примерно к часу дня 12 июня мы все собрались в одном месте, обговорили планы на совместное будущее и отправились гулять по городу. Под гостиницей нашлось кафе от той же фирмы, где мы взяли за правило обедать каждый день - называется "Домашняя кухня", находится на Пролетарской, 10, вход со двора. Средняя стоимость нашего обычного обеда не превышала ста рублей с человека, меню с ценами я потом выложу. Готовят быстро, всё съедобно, никто из нас не отравился. :)
Поскольку из нас четверых лишь я более-менее ориентировалась в городе, на меня возложили ответственную роль экскурсовода. Надеюсь, я с ней справилась. :) Сначала повела всех по улице Карла Маркса к книжному магазину, который, как я знала по собственному опыту, работает и в праздничные дни, чтобы народ закупился там необходимыми картами крымских городов. А я взяла себе открыток с видами Керчи - марки для них были куплены заранее, оставалось подписать и отправить. Находится он на углу улиц Карла Маркса и Сергея Кирова, если вдруг кому понадобится. Потом мы пошли по улице Кирова, мимо ночного клуба "KGB" :) и гостиницы "Керчь", к площади Ленина, а оттуда - на набережную. По пути налюбовались на гуляющих по центру людей (праздник же), драмтеатр имени Пушкина, главпочтамт, стелу с грифоном, гимназию № 2, гору Митридат с лестницей и обелиском, памятник Ленину, сквер Славы с Вечным огнём... Некоторое время покружили вокруг византийского храма Х века, зашли внутрь, полюбовались на древние стены, ну а я, поддавшись религиозному порыву, поставила свечку за Юго-Восток. Когда вышли на улицу Свердлова, я показала народу, где находится Музей океана, чтоб они потом могли в него сходить, и где продают лучшие сувениры в городе. В общем, вела себя, как настоящий гид. :) Набережную прошли почти всю до конца, а вот от небольшого путешествия на катере отказались, хотя просили с нас всего по 300 рублей с человека. Ну и ладно, в другой раз посмотрю на Керчь с воды. :) Назад возвращались через улицу Свердлова, мимо историко-археологического музея и разных административных зданий. Поужинали в милом кафе "На Театральной" (между домами 40 и 42) - недорого, вкусно, быстро. Потом взобрались по Митридатской лестнице на гору, к Обелиску Славы и обозначениям городов-героев, полюбовались на город сверху - я показывала, где что и куда нам предстоит идти завтра.
Несмотря на то, что я большой любитель одиночных прогулок, есть своя прелесть и в путешествиях вместе с друзьями. Нестрашно лезть туда, куда одна бы я лезть побоялась. :) Мне ещё в прошлый раз весьма хотелось побродить по вершине горы Митридат, и наконец я смогла осуществить это желание. Самую её высокую точку занимает небольшая башня с Вечным огнём, однако она продолжается дальше к западу, постепенно снижаясь. Нас привлекли заметные издали останки каких-то строений, похожие на античные, и нам было интересно, не продолжение ли это древнего Пантикапея. Но быстро выяснилось, что это всё-таки современность, судя по внешнему виду - что-то военное, похожее на фундаменты для башенных артиллерийских орудий. Потом музейщики подтвердили нашу догадку, сказав, что во время Великой Отечественной на горе Митридат, как господствующей над городом высоте, находилась одна из оборонительных батарей. Не знаю, разрушили её советские войска при отступлении, или это сделали фашисты, когда заняли Керчь, но вид у бывшей батареи раздолбанный в хлам. На местах, где раньше стояли орудия, теперь беспорядочно навалены куски бетонных плит, и нет никакого намёка, что здесь кто-то что-то исследовал или пытался привести в порядок. А очень жаль, потому что можно было бы по соседству с Обелиском Славы устроить прекрасный мемориальный комплекс. Восстановить гнёзда для орудий, продолжить дорожки, найти какие-нибудь списанные пушки - и выглядело бы замечательно. Может, когда-нибудь и займутся...
Руины времён войны выглядели так замечательно, что я не удержалась и потребовала фотосессию. Не зря же тащила с собой костюм в стимпанковском духе, пошитый в прошлом году к Ликорну. Вот пофотографироваться на развалинах Пантикапея не вышло, там как раз заканчивался местный фестиваль искусств "Боспорские Агоны", и мы не стали с ними пересекаться. Зато насмотрелись на великолепный закат, а бонусом нам выдали ещё и полную луну на бирюзово-лиловом небе. Вечер определённо удался.
В гостинице отдыхали, болтали, ели купленную днём черешню. Цены в Керчи - это просто чума, раза в два дешевле сочинских, а местами и в три. И всё уже в рублях, кстати. Черешню продают от 80 до 100 рублей за килограмм, клубнику - от 60 до 120, малину - от 150 до 200. И купить можно практически что угодно, было бы желание. Кто там про пустые полки и голод вещает? Бросайте вы употреблять тяжёлые наркотики, добром это не заканчивается.
По моим ощущениям, обстановка там стала гораздо более спокойной, чем была полторая месяца назад. Люди привыкли, что они теперь живут в другом государстве, меньше стало недоверия и страхов, а по сравнению с событиями на Юго-Востоке так просто тишь и благодать. Трудности и проблемы переходного периода постепенно решаются, туриндустрия начинает набирать обороты (музейщики утверждали, что Керчь лидирует в этой области - ну, оно и правильно, город первым встречает туристов в Крыму), МТС работает уже в режиме внутренного роуминга, а не международного, что существенно сокращает расходы на связь. Вот Киевстар в Крыму кончился аккурат 12 июня, и фиг вы дозвонитесь теперь по старым номерам - имейте это в виду. В отличие от украинских властей, обычные местные жители по-прежнему достаточно доброжелательны и приветливы (за редчайшим исключением - об этом ниже), спасибо им за это. Не знаю, как у моих спутников, а у меня было впечатление, что я нахожусь в весьма комфортных условиях, почти дома - или даже лучше. :)
13 июня всем велела вставать в семь утра, чтобы пораньше успеть в крепость Керчь - мощное фортификационное творение знаменитого Тотлебена, построенное во второй половине XIX века к югу от города на мысах Ак-Бурун и Павловский. Побывать там в мае не получилось, потому что, во-первых, идти туда одинокой девушке не стоит, а во-вторых, мне просто не хватило времени. А тут и компания нашлась, и времени было много.
Добраться до крепости можно маршруткой № 6, стоимость проезда стандартная для всей Керчи - 10 рублей, платить на выходе. Маршрутка проходит через автовокзал, вдоль речки Мелек-Чесме; с той же остановки "Швейная фабрика" у Центрального рынка можно уехать маршруткой № 24 к Ени-Кале, но 6-ю не нужно ждать так же долго (интервал движения более шустрый). Поездка через город длится минут 15-20, выходить на конечной, а оттуда ещё примерно 4 километра пешком по просёлочной дороге. Нам повезло ехать вместе с кассиршей из крепости, и она показала нам направление - налево от остановки к Цементной слободке и берегу Керченского пролива, дальше по дороге через камыши, подъём и к развилке, а оттуда налево мимо знака "Берегите лес от пожара" (хотя какой там нафиг лес? степь да степь кругом). Мы шли не торопясь, благо дорога живописная: с одной стороны раскинулось море, видно далёкий кубанский берег и пресловутую косу Тузла, с другой - поля, холмы-курганы, далёкий город, а если оглянуться - то можно обнаружить и гору Митридат с Обелиском и башней. Умопомрачительные виды. А флора какая! И обилие жуков и бабочек! Короче, потратили на путь минут 30-40, всё навосхищаться не могли. :)
В конце концов, дорога прямо упирается в северные ворота крепости, проходя в широком коридоре между двух крепостных стен с бойницами - ни с чем спутать нельзя. Внутрь сразу не пускают, требуют дождаться начала экскурсии. Их там две - первая утром, с 9:30 либо с 10:00, по основным объектам крепости, вторая после обеда, с 14:30, по наиболее сохранившейся части - Минскому люнету и береговым укреплениям. Продолжительность 2,5-3 часа, стоимость - 200 рублей, фото- и видеосъёмка бесплатно. Если вы не попали к крепости вовремя, внутрь вас не пустят, и либо ждите вторую экскурсию, либо приходите в другой день. Выходных у них вроде бы не наблюдается... Договориться об индивидуальной экскурсии не вышло, хотя мы пытались. Взяли потом телефон у нашей экскурсовода, на всякий случай: +38-066-084-09-10, Шипель Надежда Константиновна. Вдруг получится договориться? Местные, говорят, знают, как попасть в крепость минуя церберов на входе, но если вы приехали сюда впервые, лучше так не поступайте. Территория огромная, больше 400-т гектаров, постройки "спрятаны" под землёй, ориентиров не так много, и вам не поможет даже план крепости, который больше путает, чем объясняет. Потеряться в лабиринте бывших рвов, стен и дорог - раз плюнуть. А ещё там после Великой Отечественной остались неразорвавшиеся снаряды, и в земле полно провалов, скрытых травой - крепость подземная, помним? Далеко не все помещения открыты, и даже те, что известны, несут опасность. Если вы простой турист - не рискуйте. К экстремалам вопросов не имею. :)
Вообще, по состоянию крепости Керчь (как и по состоянию Ени-Кале) очень хорошо заметно отношение украинских властей к культурным объектам Крыма. Жители там неравнодушные, регулярно сами выходят на субботники, волонтёрят, помогают, но старые власти развернуться не позволяли даже добровольцам. И денег централизованно тоже не поступало. Я когда гуляла по крепости, понять не могла, как можно, имея в наличии подобные объект, не зашибать с него - извините - приличные деньги. Вспоминаю бункер на Таганке и что с ним сделали заинтересованные и неравнодушные люди. Конфетка же получилась. Притом, что объект немаленький, находится на 60-метровой глубине, требует регулярных немалых вложений (и не только финансовых). Почему нельзя так с крымскими укреплениями?
Хотя часть ответа мне известна. Давно не сталкивалась с настолько странными и упёртыми работниками, которые чётко уверены, что не они для крепости, а крепость для них. Ну, понятно, что объект уникальный, единственный в своём роде, но всё равно, откуда столько гонора, хамства и небрежения? Эксклюзивный аттракцион "почувствуй себя быдлом". О_о Блин, дамы и господа работники музейного комплекса, мы не требуем, чтоб нас со всех сторон облизывали, но хоть капельку уважения проявить можно? А я ещё гадала, почему, при всей необычности этой крепости, она так мало известна и столь непопулярна - не в каждом путеводителе найдёшь. Когда с самого порога встречают убойным хамством, поневоле задумаешься, а хочется ли продолжения.
Про крепость расскажу подробнее в своё время, пока напишу, что она прекрасна и великолепна, и при случае я побываю там снова, на другом маршруте. Тотлебен всё-таки был гений. :)
Обратно решили не идти пешком, потому что был час дня, жарко, душно и утомительно. Взяли у кассирши номер какого-то местного такси, вызвали, подождали минут 10-15 и поехали к автовокзалу. Только тогда оценили, какую длинную дрогу мы прошли утром, пока ещё у нас были силы, и как правильно поступили, когда не стали по ней возвращаться. :) Всего с нас взяли 200 рублей - 70 посадка, 12 за километр. По сочинским меркам более чем недорого за 9-10 километров пути. Держите номер - +38-066-000-03-54, мало ли, пригодится. Хотя странно, что у телефонов пока старые коды, обещали же сменить ещё в мае...
После того, как пообедали и отдохнули, мы с подругой пошли по музеям, а наши ростовские знакомцы ещё остались в гостинице, приходить в себя. Пешком идти не стали, сели на автовокзале в маршрутку № 5, вышли на остановке "Музей" и, не переходя дороги, через 20 метров оказались у нужной двери. :) Честно говоря, я ожидала, что музей будет рассказывать не только о древнем периоде керченской истории - как и всякий уважающий себя краеведческий. Но увы, он именно археологический, с разными античными находками - посудой, украшениями, архитектурными деталями, человеческими костями, предметами быта и так далее. Мне это всё тоже интересно, но хотелось больше. Само здание, в котором находится музей, старое, XIX века, с сохранившейся лестницей из настоящего мрамора и оригинальным паркетом, частично сохранившимися голландскими печками и чудным фаянсово-расписным умывальником. Там ещё есть бальная зала, к сожалению, закрытая для посещения, и большой внутренний двор, где выставлены разные объёмные находки, есть фонтан, модель древних солнечных часов и множество цветов - от кампсиса до роз. Всё потом покажу. :)
В Музее океана я уже была в мае, так что оставила там подругу, а сама пошла гулять по центру, искать ранее незамеченные памятники. На улице Кирова, оказывается, можно отыскать Петра I и адмирала Ушакова, и оттуда же пройти к зданию морского вокзала. Я бы, может, подольше погуляла, но духота, усталость и начинающийся дождик заставили меня отказаться от дальнейших исследований. Силы нашлись только на сувениры и покупку вина. А потом дождь зарядил так, что мне уже расхотелось вообще куда-то идти, и пришлось обойтись без второго заката с горы Митридат...
Кстати, о крымском вине. В Керчи есть немало специализированных магазинчиков (ближайший к нашей гостинице находился на углу улиц Карла Маркса и Козлова), но можно затовариться и в любом супермаркете с алкогольным отделом, хотя там выбор не такой большой. Цены просто смех, от 79 до 245 рублей за бутылку. Коньяки подороже, до 350-ти. Я взяла мускат за 92,50 и белое инкерманское 2012 года за 135 рублей. Подарочная коробка для него стоила дороже почти в два раза - 260! Сначала хотела ограничиться одной бутылкой, но пока ходила туда-сюда вдоль витрины, меня неотступно преследовал мускат - я ещё помнила, что когда-то он мне внезапно понравился. Пришлось брать, раз он такой навязчивый. :) Как только попробую, что он из себя представляет, сразу напишу. Так-то я в алкоголе не понимаю ничего от слова "совсем", и наверняка люди знающие мой выбор бы не одобрили. Ну и ладно. :)
Про вечер много не расскажу. Я сидела в номере, смотрела новости со злым-презлым Миллером (хрен вам, а не газ нахаляву!), кушала малину и черешню (ооо, какая черешня! крупная, чёрная, спелая, вкусная!), отходила от дневной жары и готовилась к завтрашнему дню. Народ в это время гулял по центру города, вернулся к девяти, и потом мы ещё часа два-три болтали за жизнь. С трудом разошлись за полночь, так как нам с подругой надо было вставать в шесть утра, чтобы успеть на Ени-Кале пораньше, а нашим ростовским знакомцам - на автобус в Феодосию (сейчас-то, думаю, они уже в Ялте).
То ли Деметра, которую здесь почитали в древности, была к нам благосклонна, то ли дух Митридата VI Евпатора снизошёл, но вся первая половина дня 14 июня прошла как запланировано - аж удивительно. Ещё до 8 утра оказались у стен турецкой крепости, где я была в мае, переоделись в старинное, сделали друг другу по фотосессии и в целом за 2,5 часа обошли всё самое интересное. Люди, ходите по достопримечательностям с раннего утра! :) Ни одной лишней души, только вы и древние камни. Тихо, пустынно, спокойно. Можно позировать где угодно, наблюдать за неспешной жизнью в проливе, слушать жужжание непуганных шмелей, невозбранно фотоохотиться за бабочками и собирать гербарий. Я и раньше любила это важное правило путешественника, однако в то утро оно работало как никогда превосходно. Уходить очень не хотелось, но пришлось, ибо время поджимало. Выбирались из крепости новым путём, каким я прежде не ходила, при этом мы умудрились не заблудиться, вышли прямо на Киммерийское шоссе, по которому можно добраться в Порт-Крым, и даже 24-я маршрутка нас дождалась, пока мы к ней бежали. :)
Вернулись в Керчь ровно в 11, как я планировала, чтобы нормально собраться, привести себя в порядок перед дорогой и пообедать. Правда, в гостинице нас никто не ждал, хоть я и предупреждала, что номер мы сдадим, как и положено, в 12. Пришлось через кафе договориваться, кому снесть ключи.
После часа дня добрались до Порт-Крыма, а там минут 30 маялись в очереди - не знаю, кто придумал этот идиотизм, что можно заплатить за переправу потом, на другой стороне, а не сразу. Ну выделите вы отдельные кассы для этого дела, а то фигня какая-то получается. Тьфу. Когда вышли на пристань, была у меня мысль, что садиться надо в маленький паром, но большой греческий был уже заполнен, и я решила, что он уйдёт быстрее. Ага... Стоило нам устроиться на верхней палубе, как по громкой связи объявили, что выход парома откладывается на час по техническим причинам, и нам лишь оставалось наблюдать, как "Николай Аксёненко" без нас уходит к кубанскому берегу. Мне потом объясняли, что чем больше паром, тем выше у него парусность и больше шансов перевернуться при сильном ветре и волнении на море. При этом на крымской стороне лишь два пассажирских причала плюс один железнодорожный грузовой, и если оба пассажирских заняты, другой паром подойти к берегу уже не может. Мы тогда этого не знали и удивлялись, чего это паром из Порт-Кавказа завис на рейде и не двигается с места. А это греческий гигант ему мешал.
Когда наконец поплыли, было ощущение, что путешествие длилось минут десять - так шустро преодолели Керченский пролив. Я на радостях даже забыла монеты в воду швырануть - пришлось потом реабилитироваться. По прибытии пошли искать работающий банкомат и выкупать забронированные билеты: с первым ничего не вышло, а бонусом ко второму была возможность оставить вещи на хранение у кассира, чтобы иметь возможность погулять по берегу. У нас было целых три часа до отправления автобуса, и мы были намерены использовать их с пользой.
Сначала отправились искать памятник, поэтому двигались по обочине мимо очереди из автомобилей, желающих попасть на паром. Увеличилась она изрядно, и позже, когда мы уже выехали на автобусе, её конец показался аж за постом ДПС. Водители и пассажиры терпеливо ждали своей участи, а особо ретивых приводили в чувство полицейские, которые дежурили на разных участках очереди. Памятник воинам-освободителям Таманского полуострова нашёлся рядом со зданием старого железнодорожного вокзала; я обошла памятник вокруг, пофотографировала, и мы повернули назад. Но обратно шли по пляжу, а не по дороге. Ах, что это был за пляж! Я видела галечные, каменистые, песочные пляжи, но представьте себе пляж из мириадов разнообразных ракушек! От целых, ещё не разбитых, но уже отполированных морем, до искрошенных в мелкий песок. Мерлин, будь у меня грузовик - я б тонну их вывезла... ^_^ А так пришлось ограничиться набиванием карманов. :) Потом шла по кромке воды и ракушек, смотрела на отдалившийся крымский берег, вспоминала приключения трёх дней, бросала в воду монетки и хотела обратно. :) По ракушкам, кстати, прикольно ходить - они гладкие и приятные для ног, только проваливаешься в них сильнее, чем в песок или гальку, потому что вес держат хуже. А ещё в линии прибоя на них обитают мелкие рачки, которые начинают бегать по ногам и щекотать пятки. :)
Часть пляжа, что примыкает к паромной переправе, зверски похожа на Зону вокруг станции NCP Барбарой, а железнодорожная станция с её дымами и рёвом - на Тандерклеп. Вот где надо было в "Тёмную башню" играть, только вряд ли кто разрешит...
Потом вернулись на автостанцию, дождались автобуса и заняли свои места. Мы тогда ещё не знали, что днём на побережье обрушился смерч, устроил сель и подтопил часть дороги в районе Джубги. Любое сообщение перекрыли, и нам пришлось выйти в Анапе вместо того, чтобы ехать дальше. Деньги за билеты вернули полной стоимостью, но уехать в Краснодар отсюда же было нечем - все места давно закончились. Пришлось брать такси (минус 300 рублей) и ехать на железнодорожный вокзал. Учитывая, что именно в эту субботу в Анапе проходило открытие курортного сезона, все дороги были в пробках, и добирались мы очень весело. Какое счастье, что я всегда беру с собой достаточный запас наличности, не доверяя пластиковой карточке - иначе были бы мы в полной жопе. Попадавшиеся нам банкоматы либо не хотели работать, либо не имели денег для выдачи... что, эта эпидемия из Крыма перекинулась на Черноморское побережье Кавказа?.. К счастью, на вокзале были билеты - я взяла в Краснодар, подруга сразу в Ростов - и надо было лишь дождаться поезда. Я мечтала скорее отсюда свалить, ибо прежде в Анапе не бывала и впредь бывать не намерена. Как-то я заочно этот город не полюбила, хоть и обошёлся он с нами по-доброму, несмотря на все обстоятельства.
Уснули с подругой не сразу, долго обсуждали волнения этого вечера и насколько же херово будет через сутки, в воскресенье, когда из Крыма начнёт выезжать основная толпа гостившего народу - а дорога на юг перекрыта... Пока ехали из Порт-Кавказа в Анапу, автобус несколько раз тормозили страждущие, которым тоже надо было вниз по побережью, в Туапсе или Сочи. Практически никто из них не соглашался ехать с нами в Анапу, так и оставались на обочине. Интересно, кусали они потом локти, когда понимали, что упустили едва ли не единственный автобус, который мог доставить их к цивилизации?..
В Краснодаре я надолго не задержалась - бегом побежала в кассу за билетом до Сочи, благо следующий, мой любимый белорусский поезд вот-вот должен был приехать на вокзал. На платформе оказалась одновременно с ним, заняла своё место и моментально отрубилась. Более-менее проснулась только к Лазаревскому, воооружилась фотоаппаратом и снимала море, пляжи, людей и корабли. Народу в 10 утра, надо сказать, уже немало - да, да, поговорите мне, что сезон сорван. :) Вышла в Лоо и через 20 минут была дома - в 11 часов, а не в 5:30, как было бы на автобусе. Хоть и ненавижу форс-мажоры, это всё равно был полезный опыт по обнаружению выходов из чрезвычайных ситуаций. Спасибо тебе, Боже, что помог сохранить трезвую голову на плечах...
После всех этих дорожных приключений, откровенно говоря, побаиваюсь снова в Крым ехать. Эдак меня вообще домой не пустят, ибо нефиг шляться где ни попади. Какой ревнивый Сочи, оказывается. :) Придётся окончательно в Крым перебираться, во избежание. :)

А теперь наступает время фотографий. Выложу только самые основные моменты трёх дней, ибо не знаю, когда смогу рассказать обо всём подробно - у меня столько материалов, что до конца лета хватит... Но и не показать нельзя, Керчь замечательный город, как-нибудь я побываю там снова.

Продолжение следует. :)

 
Tags: adventures, crimea-notes, kerch, me, photos, vacation
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments