Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Categories:

Настольная игра "Хронология".

Оригинал взят у balury в "Хронология": история одного ремейка.

Дидро писал: «в истории любого народа найдется немало страниц, которые были бы великолепны, будь они правдой». Именно о таких страницах: подлинных и гипотетических, краеугольных и второстепенных, трагических и курьёзных – мы сегодня и поговорим. А, возможно, даже пойдём дальше и узнаем, что такое сама правда...

Поводом для беседы нам послужит настольная игра «Хронология», буквально на днях появившаяся в российских магазинах. От её разработчика, Димы Тэлэри, мы с вами уже узнали обо всех этапах создания игры. Давайте же посмотрим, что вышло в итоге из-под печатного станка издательства с романтичным названием «Dream Makers».


«Хронология» – это карточная игра о выстраивании исторических событий по порядку. Говоря о ней, нельзя не вспомнить другую похожую игру, «Timeline». И хотя в «Timeline» игроки имели дело с историей изобретений, а не с мировой историей как в «Хронологии», – и близкая тематика игр, и некоторые общие моменты механики дают повод обсудить тесную связь двух этих «настолок». Можно сказать, «Хронология» – это дополненная и переработанная версия «Timeline».

Сразу оговорюсь, лично я не вижу ничего зазорного в том, чтобы усовершенствовать процесс существующей игры и сделать её лучше, богаче и вариативнее, более того, это не считается чем-то предосудительным даже на западе, где, как вы знаете, к соблюдению авторских прав относятся особенно партикулярно. Там появление игры, основанной на какой-то уже изданной игре, не такое уж и редкое явление, причём факт преемственности обычно не скрывает ни издатель, ни разработчик «ремикса». Пока развивается индустрия, хорошо всем, к тому же, бесплатная реклама ещё никому не мешала. В качестве примера подобных «модификаций» можно вспомнить хотя бы «Railways of the World» и «Kings of Air and Steam», «Through the Ages: A Story of Civilization» и «Nations», «Каркассон» и «Pelican Bay», пасьянс «Косынка» и «SOS! Titanic»… Полное переосмысление и переработка настольной игры – это кропотливый и серьёзный труд, который не имеет ничего общего с откровенным «ксерокопированием», которым занимается каждое издательство, выпускающее собственную версию «Мафии» и кое-что ещё, о чём вы и так в курсе.

По сравнению с «Timeline» «Хронология» выглядит куда как основательнее. Это уже не беспорядочная викторина, а насыщенная страстями гонка за лидерство. И вот за счёт чего это достигается.


Примеры карт

В состав игры входят три колоды: красная (военная), жёлтая (культурная) и голубая (научная – дань уважения «Timeline»). На лицевой стороне каждой карты указано историческое событие и связанная с ним иллюстрация (подчас рисунок – это подсказка), на обратной – год, в который оно произошло, и краткая справка. Колоды кладутся посередине стола картинками вверх, и каждый игрок берёт из них определённое количество карт. Эти карты он выкладывает перед собой – в свои собственные три стопки (по цвету) и, естественно, тоже картинками вверх. Затем каждый игрок выбирает ещё по одной карте из любой колоды и, перевернув, кладёт её перед соседом – именно с этого года противник начнёт творить собственную историю.

В свой ход игрок берёт карту из одной из личных стопок и добавляет её к своему «историческому ряду», при этом он должен угадать правильное местоположение события по отношению к уже выложенным картам. Например, на самом первом ходу выбор игрока невелик: перед ним лежит только одна дата, поэтому новую карту можно добавить либо справа (если считаете, что ваше новое событие случилось позже), либо слева от неё (если считаете, что раньше). Соответственно, чем дальше, тем сложнее будет угадать местоположение каждого нового события. Если, конечно, ваша фамилия не Бурда, тогда-то вы точно будете знать год основания Гарвардского университета и угадывать не придётся.

Выложив карту, вы тут же её переворачиваете. Если угадали неверно – сбрасываете карту и передаёте ход дальше. Если верно – оставляете карту на месте и выполняете её действие. Действия определяются цветом.


Коробка игры в сравнении с пионеркой

Жёлтая карта позволяет взять новую карту из любой из трёх колод и положить её поверх личной стопки того же цвета. В игре побеждает тот, кто к моменту окончания карт в стопках какого-либо участника умудрится выложить самый длинный ряд карт, поэтому дополнительные карты никогда не помешают.

Красная карта даёт возможность сбросить одну из карт личной стопки – свою или чужую. Сбрасывать карты противников полезно, чтобы усложнить им жизнь, убрав какое-нибудь общеизвестное событие, и одновременно лишить потенциального победного очка. При желании красную карту можно сыграть и на себя, если сомневаетесь, что сможете правильно угадать хоть какую-нибудь свою дату.

Голубая карта позволяет разделить одну из личных стопок любого игрока пополам. Опять же, если вы не можете сказать точно, была ли проведена первая вакцинация до или после открытия Антарктиды, голубая карта может помочь вам избавится от нелёгкого выбора (а может и не помочь, и в этом тоже заключается толика юмора игры). Действие голубой карты можно применить и на противника, забабахав эффектное комбо с последующим розыгрышем красной карты.


Пионерка в состав игры не входит

Благодаря действиям карт, в игре много взаимодействия и юмора. При этом интересно играть не только эрудитам, хорошо знающим историю, но и тем, кто от неё никогда не фанател. Да и кроме того, и те, и другие будут находиться практически в равном положении, потому что наряду с широко известными событиями вроде начала русско-японской войны, на картах полным-полно такого, о чём никто не только никогда не слышал, но и вообще не думал. К примеру, задумывались вы, в каком году состоялся первый прыжок с парашютом? Такие «сложные» карты мне нравятся куда больше. Потому что в голове автоматически начинают выстраиваться логические цепочки вроде: с парашютом надо бы откуда-то выпрыгнуть, значит, самолёт уже изобрели – хотя постой-ка, на карте нарисован воздушный шар, выходит, прыгали из него – когда же придумали воздушный шар? – Эдгар По писал в какой-то книжке про мужика, бомжевавшего в шаре – По жил в первой половине XIX века – положу-ка я эту карту между Отечественной войной 1812 года и постройкой Эйфелевой башни. Эти цепочки, проносящиеся в сознании за секунду, крайне эмоциональны и абсолютно бесценны. Становится даже немножко обидно, когда узнаёшь, что все они – бред сивой кобылы.


Внутри коробки

К явным недостаткам игры стоит отнести некий сумбур в начале партии. Согласно правилам, в игру каждый участник вступает с 20 картами, выбранными из любых колод и в любых пропорциях. Во-первых, 20 – это многовато. Если учесть, что размер одной карты 61 × 89 мм, нетрудно подсчитать, сколько ящиков из-под майонеза понадобится, чтобы разложить «Хронологию». Во-вторых, во всём должен быть порядок, даже в таких мелочах, как система образования и настольные игры, поэтому случаи, когда кто-то один берёт 20 красных карт, а кто-то другой – 20 жёлтых, надо пресекать в зародыше. Впрочем, обе эти проблемы можно легко решить простым хоумрулом – сделать количество стартовых карт зависимым от числа участников (их, кстати говоря, может быть до 8 человек) и обязать их брать строго определённые карты. Например, в игре на двоих и на троих игроки могли бы получать перед началом партии по 5 карт из каждой колоды, в игре на четверых или пятерых – по 4 карты и т. д.

Если говорить об оформлении, то эта небольшая карточная игра выпускается в довольно-таки здоровой коробке. Правда, внутри имеется удобный органайзер, так что претензий нет. Зато есть недоумение касательно цвета карт из, казалось бы, одной колоды. Как издатель мог не заметить, что цвет его красных карт варьируется от оранжевого до сиреневого? На процесс игры это, конечно, не влияет и путаницы не создаёт, но в глаза бросается.


Красный цвет такой красный

Одно из основных достоинств игры – в колодах много событий отечественной истории. Помимо чисто познавательного элемента, выкладывая ряд карт, интересно наблюдать, что происходило в одно и то же время у нас и в мире. Получается наглядная картина маслом: в России отменяют крепостное право, в Америке Север воюет с Югом, а в Англии открывают первое метро. Радует и то, что за 20 минут партии вы увидите лишь малую часть трёх колод, да и вряд ли сразу же запомните то, что увидите.

«Хронология» – хороший пример удачного настольного «ремикса». Мало того, что процесс игры получил большее разнообразие и развитие, так ещё и цена готового продукта вышла в два раза меньше, чем у «первоисточника». По словам Димы Тэлэри, разработчика «Хронологии», его следующие игры (которые будут изданы в скором времени) будут уже полностью его оригинальными разработками, и, учитывая как основательно он подошёл к модификации существующей игры, можно ожидать, что они будут неплохи. Поживём – увидим.




P.S.

Если бы у вас была машина времени, куда бы вы отправились?

В прошлое!
19(37.3%)
В будущее!
15(29.4%)
В отрыв!
5(9.8%)
В тюрьму!
1(2.0%)
В патентное бюро!
11(21.6%)



 
Tags: games, history, interests, photos
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment