Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Category:

"Плач математика" Пола Локхарда.

Музыкант просыпается от кошмарного сна. Во сне он видел, будто музыкальное образование стало обязательным. «Мы помогаем ученикам вступить в этот заполненный звуками мир», — преподаватели, школьная система и государство принялись за этот жизненно важный проект. Проводятся исследования, образуются комиссии, принимаются решения… И все это без единого совета музыканта или композитора!

Музыканты, как известно, записывают свои идеи нотами; выходит, эти черные кружочки и палочки и есть «язык музыки». Важно, чтобы ученики свободно говорили на этом языке, если они собираются выучиться музыке; само собой, было бы абсурдно ожидать от ребенка, что он сможет спеть песенку или сыграть мелодию на каком-нибудь инструменте, если он не выучил музыкальной нотации и теории. А играть и слушать музыку, не говоря уж о сочинении собственной пьесы, учат в вузе и в аспирантуре.

А цель обучения младших и средник классов — научить школьников языку музыки: надо ведь заучить все правила обращения с этими символами! «На уроке музыки мы берем нотную бумагу, учительница пишет на доске ноты, а мы переписываем их или транспонируем в другую тональность. Нам надо научиться рисовать скрипичный и басовый ключи, и не путаться с тональностями. Наша учительница очень строгая. Она всегда смотрит, чтобы четвертные ноты были полностью закрашены. Однажды я решала хроматическую шкалу, и все сделала верно, но мне поставили двойку, потому что я нарисовала штили не в ту сторону».

Даже самые маленькие могут этому научиться! Третьекласснику стыдно не знать квинтового круга. «Мне пришлось нанимать сыну репетитора. Он просто не может делать домашнюю работу по музыке. Канючит, что ему скучно. Смотрит в окно, что-то насвистывает и напевает дурацкие песенки».

В старших классах программа напряженная: ученики готовятся к ЕГЭ и вступительным экзаменам. Они изучают гаммы и лады, разные размеры, учат гармонию и контрапункт. «Им надо многому научиться, но на младших курсах, когда они услышат все это, они поймут, как важно было пройти школьную программу». Конечно, не все студенты собираются специализироваться на музыке, так что немногие из них вообще когда-либо услышат звуки, которые обозначают черные кружочки нот. Тем не менее, чрезвычайно важно, чтобы каждый член общества мог распознать модуляцию или фугу, даже те, кто никогда их не слышал. «По правде говоря, большинство учеников успевают по музыке довольно средне. Они только и дожидаются звонка с урока, ничего не умеют, домашнее задание пишут, как курица лапой. Они не думают о том, насколько важна музыка в современном мире, они хотят только окончить школу, пройти самый минимум и получить оценку в аттестат. Наверное, есть просто способные и неспособные к музыке. У меня была одна замечательная ученица. Ее нотные листы были безупречны — каждая нотка на своем месте, каллиграфический почерк, и диезы, и бемоли красиво написаны. Когда-нибудь она станет великим композитором!»

Наш музыкант просыпается в липком холодном поту и понимает, что это был, к счастью, просто сон. «Конечно же! — говорит он вслух сам себе, чтобы успокоиться, — Ни одно общество не дойдет до такого, чтобы свести прекрасное и осмысленное искусство музыки к такой бездумной и тривиальной формальности; ни одна культура не может быть так жестока к детям, чтобы лишить их такого естественного и приятного способа самовыражения. Какая чушь мне снится!».


Тем временем, на другом конце города от похожего кошмара просыпается художник

Отличное эссе. Теперь, после четырёх семестров высшей математики в вузе, я очень хорошо понимаю, какой чушью мне приходилось заниматься в школе. И что при ином подходе я как минимум могла бы относиться к математике гораздо лучше. Только вот мнится мне, что похожие сны преследуют представителей любого знания, искусства и науки, от физиков до лириков...
Припоминая собственный опыт, скажу, что смысл написания сочинений я постигла лишь в конце десятого класса (и то лишь потому, что начала активно графоманить), а логику решения задач по химии - аж под конец одиннадцатого. В то время как с геометрией у меня никогда не было проблем, потому что у меня отличное образное мышление и дома имелся образец для подражания в лице мамы с её вечными чертежами и проектами. Не знаю, как у других людей, а у меня, пока я не пойму, чего от меня хотят и зачем это нужно, нифига не выйдет. Делать-то я буду делать, только это будет совершенно бессмысленное и беспощадное занятие, которое я буду ненавидеть всеми фибрами.
Была у меня тут мысль наваять кошмарный сон историка, но вспомнила я про дискуссии на форумах да в комментах в ЖЖ... Оно же всё наяву давным-давно происходит, зачем множить сущности. От всезнающих невежд деваться некуда. И я, в общем, понимаю, почему так происходит и почему будет происходить. А жаль... Поскольку, если бы мы с детства имели возможность видеть и понимать красоту самых разных наук, насколько интереснее был бы наш мир...
 
Tags: books, education, me, sapienti sat, thoughts
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment