Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Category:

Сочи 100 лет назад на снимках Прокудина-Горского. Часть 3. Уч-Дере и Лоо

Оригинал взят у oldcolor в Сочи 100 лет назад на снимках Прокудина-Горского. Часть 3. Уч-Дере и Лоо.

В нашем недавнем сообщении мы начали обзор снимков Прокудина-Горского, сделанных на территории современного Большого Сочи. Во второй части были показаны фотографии Дагомыса. Сегодня мы завершаем тему видами посёлков Уч-Дере и Лоо.
В 1900 г. министром земледелия и Государственных имуществ А.С. Ермоловым Ведомству императрицы Марии Фёдоровны безвозмездно был передан участок земли в Уч-Дере площадью 54,8 десятин под устройство института для слабых здоровьем воспитанников, выбранный для этих целей в силу исключительно благоприятных климатических условий.
Официальной датой основания посёлка Уч-Дере, как населённого пункта, считается 1915 год. Однако заселение земель началось еще с 1901 -1902г.г., когда началось строительство дач для видных московских  чиновников. Все дачи были расположены недалеко от моря и имели прекрасные приусадебные парки от 3 до 5 га с экзотическими насаждениями.
Внимание Прокудина-Горского привлекло именно развитие садоводства в свете предстоявшей выставки "Русская Ривьера".
Подписи в его альбоме подробно перечисляют виды запечатлённых растений, но ничего не говорят о месте съемки.
Напротив, они звучат как-то нарочито абстрактно "Тип дачи культурного участка":

Однако мне удалось установить, что на фото - дача Е. В. Павлова (тайного советника, доктора медицины, хирурга, профессора) в посёлке Уч-Дере близ Дагомыса.


Вид той же виллы, подписанный автором как "Уголок дачи":

Оригинальное разрешение

Всё на той же даче сделаны ещё несколько садово-парковых сюжетов.
"Чайные розы":


"Cannae" (Канна):


"Роза Gustav Grunewald. Чайная, гибридная":


Собственно, название "Уч-Дере" присутвует только в одной авторской подписи - "Вид по долине Уч-Дере, 25 в. от Сочи":

Оригинальное разрешение
По-моему, этот вид снят с башенки всё той же дачи Павлова.
Вы уже наверняка заметили, что снимки имеют несколько различную тональность. Дело в том, что её приходится подбирать "вручную" реставратору. В оригинале почти все снимки черноморской серии оказались у Прокудина-Горского пересвечены и почти несмотрибельны.
Так, например, выглядит предыдущий снимок без реставрации:


Самую большую трудность вызвало определение точного места съемки группы сельскохозяйственных снимков, которые в альбоме идут вперемежку со снимками Дагомыса, Уч-Дере и Лоо.

Единственный снимок, на котором более-менее виден рельеф местности - "Белый карликовый кальвиль":

Поскольку я живу далеко от Сочи, единственный доступный способ найти это место - трёхмерка Гугла.
На днях мне всё же удалось найти похожий рельеф:

Это вид примерно от той же дачи Павлова, но левее по долине Уч-Дере, в сторону моря.
Очевидно, что весь цикл сельскохозяйственных культур, который я здесь не буду приводить полностью, сделан там же.
Покажу лишь один снимок - "Бадражаны" (т.е. баклажаны):

Наверное, по ним можно опередить более-менее точно месяц съемки (полагаю - август).

В посёлке Лоо Прокудин-Горский сделал только два снимка, но весьма интересных с исторической точки зрения.
"Дом Николая Саввича Абаза в бывшем его имении "Ниджи"":

Абаза Николай Саввич (1837-1901) - русский государственный деятель, сыгравший огромную роль в освоении черноморского побережья Кавказа. В 1859 году он кончил курс медицинского факультета харьковского университета; в 1868 назначен тамбовским вице-губернатором, в 1874 - рязанским; с 1876 был главноуполномоченным Красного Креста; во время войны 1877-78 гг. находился на театре военных действий. В 1880 году назначен начальником главного управления по делам печати. С 1985 Абаза возглавлял Особую комиссию по устройству Черноморского побережья Кавказа. В 1890 году назначен членом Государственного совета.
Честно говоря, я долго не мог поверить, что на снимке дом крупного имперского чиновника, а не зажиточного сочинского крестьянина. К сожалению, этот памятник, по всей видимости, не сохранился.

Второй снимок подписан как "Развалины Генуэзского храма IV в. в имении графа Шереметьева":

Из названия снимка сразу видна его неточность - генуэзцы появились в этих краях на 1000 лет позже.
На самом деле, Прокудин-Горский запечатлел развалины византийского храма XI-XIV вв, так называемого "Лооского храма".
Википедия пишет о нём следующее "В горах близ Лоо на высоте примерно 200 метров сохранились развалины средневекового абхазско-аланского храма VIII-IX веков. Лучше сохранилась северная стена здания, сложенного из известняковых блоков. Ширина храма составляет 11 метров, длина — 20 метров, толщина стен превышает один метр. По характеру кладки храм близок к Пицундскому и Лыхненскому храмам в Абхазии".
По другим источникам, которые я нашёл в Сети, этот памятник относится к XI-XIV вв. и был построен визайнтийцами.

Современный вид развалин отличается мало:


Очень надеюсь, что местные жители или гости города-курорта сделают в юбилейном 2012 году фотосравнения по прокудинским снимкам. "Ровно 100 лет спустя" бывает лишь однажды...


 
Tags: history, photos, sochi
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments