Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Записки пытошных дел мастера. Часть 1-я.

Дождь идёт, не кончаясь, настроение какое-то странное, так что, пожалуй, самое время начать рассказ о чём-нибудь эдаком. Ну, вы поняли...

Когда мы гуляли по Петропавловской крепости, то натолкнулись на музей средневековых пыток, в общем, случайно. Я, конечно, тут же захотела туда пойти, но Элио и Кристабель утащили меня дальше, к Петропавловскому собору и Монетному двору. Пришлось возвращаться к Каретнику уже после того, как мы расстались и я вволю набродилась по музею космонавтики и ракетной техники. Экспозиция занимала два этажа и, судя по обилию народа внутри, пользовалась успехом (несмотря на стоимость билета в 220 рублей - причём без скидок). Кто-то любопытствовал, кто-то щекотал нервы себе и другим (полно было тех, кто фотографировался с манекенами-жертвами), а кто-то, вроде меня, зависал там с горящим взором, фотоаппаратом и жаждой самопросвещения. :) Узнала и правда много нового, кое-что с тех пор даже в памяти отложилось.
Фотографий получилось, на самом деле, немного. Но поскольку материал специфический, да ещё поясняющих текстов с табличек у меня в количестве, я буду выкладывать всё по частям. На всякий случай предупреждаю, что если у вас слабая психика, то лучше пролистывайте, иначе я слагаю с себя любую ответственность. В экспозиции, особенно на втором этаже, были такие орудия пыток, что без тошноты лично я на них смотреть не могла... ну и сейчас, конечно, тоже. :)
Под катом будет много текстов - они не мои, я только добросовестно перепечатала их с табличек под экспонатами. Не со всеми согласна, но менять ничего не стала. Если где-то наделала грамматических ошибок - поправьте, пожалуйста, ибо за всеми буквами-запятыми уследить бывает сложно.
Вроде всё. Предупреждений накидала, акценты расставила, пора экскурсию начинать.

У входа в музей располагался вот такой очаровательный палач с плахой и топором. Народ так ломился с ним сфотографироваться, проникнувшись его харизмой, что надо было улучать момент, чтобы заснять палача без потенциальных жертв вокруг.

Музей средневековой пытки в Петропавловской крепости


Соответствующая обстановка начиналась уже в предбаннике с кассой - солдаты-охранники, клетки с преступниками, голова колесованного, насаженная на кол... Располагало к определённому настрою, в общем.

Но не будем отвлекаться. Ниже - краткая история пыток, казней и наказаний, как её понимают создатели музея.

Пытка как универсальный инструмент судебного и сыскного процесса, была чрезвычайно распространена в России XVII-XVIII вв. Заплечных дел мастера, орудия пытки и застенки были во всех центральных и местных учреждениях. По законы от пытки освобождались дворяне, «служители высоких рангов», люди старше 70-ти лет, дети, подростки и беременные женщины. В уголовных процессах так это и было, но в политических делах эта правовая норма практически не соблюдалась. В сыскном ведомстве пытали всех без разбору и столько, сколько было нужно. Пытки и казни детей закон в принципе не запрещал. Тем не менее, из документов видно, что детей и подростков щадили.
Цель убить пытаемого перед заплечным мастером не ставилась. Напротив, ему следовало поступать так, чтобы пытка была мучительной, но после неё жертва оставалась жива — по крайней мере, до того, пока не даст нужных показаний.
Тяжесть пытки зависела от социального положения пытаемого: дворяне, знатные колодники получали при пытках заметно меньшее число ударов, чем крестьяне и посадские. Формально все колодники были равны и, как люди, побывавшие в руках палача, считались обесчещенными. Попав в застенок, вчера ещё уважаемый судья Стрелецкого приказа Фёдор Шакловитый становится «вором Федькой», а старик архиепископ Тамбовский Игнатий - «расстригой Ивашкой».
Отказ от смертной казни в царствование императрицы Елизаветы Петровны заметно повлиял на уменьшение применения пыток. Однако, только реформы Екатерины II защитили благородное сословие от руки палача. Тем не менее, несмотря на наметившуюся позитивную тенденцию, пытка в екатерининское царствование не была отменена официально, а весьма глубокая, противоречившая всему средневековому праву, мысль императрицы о том, что признание, добытое с помощью истязания, не может быть абсолютным доказательством виновности и что главной задачей следствия является бесспорное обличение преступника, а не его признание, так и не была закреплена законодательно. Именно при Екатерине II, под влияние идей Просвещения и вообще, благодаря значительному смягчению нравов, заметно стремление пересмотреть отношение к пытке в России. Впрочем, по этому пути двигалась и Европа: пытку в Пруссии отменили в 1754 г., в Австрии — в 1787 г. Во Франции пытка был отменена в 1789 г., вместе с лютыми средневековыми казнями (последнее в её истории колесование произ0ошло в 1788 г.). Жестокость обращения с людьми в политическом сыске отражает особенность политического строя страны, степень развитости судебной системы и гражданского общества. В тех странах, где действовал институт присяжных, где сложились традиции публичного суда, существовала адвокатура, - там пытки исчезли рано. В Англии и Швеции их не было уже в XVI в. (исключая, естественно, процессы о ведьмах).
В конечном счёте, в России в течение всего XVIII в. и юридическим, и фактическим венцом следствия считалось личное признание обвиняемого, и поэтому пытка, как вернейшее средство достижения этого признания, оставалась в арсенале правосудия. Пытка в екатерининское царствование оставалось в ходу ещё и потому, что добиться признания без истязания мог только высококлассный специалист, знаток человеческих душ, а таковых были единицы. Во-вторых, мнение о нерациональности и негуманности пытки разделяли с Екатериной ещё, может быть, 5-10 просвещённых людей из высшего общества. В дворянско-чиновничьей среде по-прежнему царило твёрдое убеждение, что только с помощью истязаний можно заставить человека говорить правду.
Пытка в России была формально отменена только указом 27 сентября 1801 г. после скандального дела в Казани. Там казнили человека, признавшего под пыткой свою вину. Уже после казни выяснилось, что он был не виновен. Однако, этот указ скорее оставался одним из благих пожеланий либерального начала царствования Александра I. До тех пор пока в России существовали телесные наказания, крепостное право, палочная дисциплина в армии, говорить об отмене пыток было невозможно. Лишь только с 1861 г., с освобождением крестьян и началом судебных реформ, применение пытки стало затруднительным, однако изобретательные следователи жандармских управлений и местных органов власти находили немало способов заменить пытки кнутом и другими истязаниями.


Колесование


Клетки из дерева и металла использовали для двух целей:
- оно ограничивало движение заключенного, особенно головы, так как клетка имела конусообразный верх;
- даже если пространство между прутьями было достаточным, чтобы втолкнуть туда жертву, у нее не было никакого шанса оттуда выбраться, поскольку клетку подвешивали очень высоко.
Размер отверстия на дне клетки (а дно практически отсутствовало) было таковым, что жертва легко могла выпасть из нее и разбиться. Предощущение такого конца усугубляло страдания.
Известны случаи, когда заключенные, лишенные еды и питья, умирали в таких клетках от голода, и их высохшие останки наводили ужас на товарищей по несчастью.


Деревянная клетка  Клетка


Лестница ведёт на второй этаж, к следующему залу, и потом становится весьма не по себе, когда поднимаешься, а клетка со скелетом болтается под ногами...

Колесование состояло в том, что преступнику переламывали кости с помощью колеса («колесом разломан»). Обод сохранившегося палаческого колеса XVIII в. снабжён многочисленными металлическими шипами, пластинами и оковками, края которых были загнуты для того, чтобы усилить ломающий кости удар. Преступника, опрокинутого навзничь, растягивали и привязывали к укреплённым на эшафоте кольцам или вбитым в землю кольям. Под суставы (запястья, предплечья, лодыжки, колени и бёдра) подкладывали клинья или поленья (в европейских странах — специально фиксированные струбцины), а затем с размаху били ободом колеса по членам, целясь в промежутки между кольями так, чтобы сломать кости, но не рассечь при этом тело.
В приговорах указывалось, что именно ломать: рёбра, руки, ноги и т.д. В основном ломали руки и ноги. В России, в отличие от других стран Европы, колесование применялось довольно редко. Первый случай был зафиксирован в 1696 г. и к середине XVIII столетия оно почти исчезло.
Приговор «Колесовать руки и ноги» означал колесование живого преступника. Этот вид казни считался очень жестоким. После того, как ему ломали руки и ноги казнимого клали на горизонтально укреплённое на столбе колесо, где он медленно умирал.
Ломая кости, палачи стремились при этом не повредить внутренних органов, чтобы не ускорить смерть и чтобы мучения затянулись. Положенные на колёса преступники жили иногда по нескольку дней, оставаясь в сознании. По словам датчанина Ю.Юля, наблюдавшего колесование в России в 1710 г.: «В летнее время люди, подвергающиеся этой казни, лежат живые в продолжение четырёх-пяти дней и болтают друг с другом. Впрочем, зимой в сильную стужу мороз прекращает их жизни в более короткий срок».
Более гуманным был приговор, в котором указывалось: «После колесования отсечь голову», которую для устрашения водружали над колесом, поставленным на кол.


Колесование


В небольшом выставочном зале, следующим за предбанником, были выставлены лучшие орудия для пыток и казней. Представляю не по порядку и по значимости, а как получится, ибо каждое орудие достойно почтительного внимания.

Итак, дыба.

Дыба


В истории пытки известны четыре разновидности этого наказания:
1) «Виска» - подвешивание пытаемого на дыбе без нанесения ему ударов кнутом была первой стадией пытки.
2) «Встряска» была методом ужесточения «виски»: между связанными ногами преступника продевали бревно, на него вскакивал палач, чтобы сильнее «потянуть ево, дабы более истязание чувствовал».
3) «Развязка в кольца» был разновидностью «виски». Суть пытки состояла в том, что ноги и руки пытаемого привязывали за верёвки, которые протягивал через вбитые в потолок и стены кольца. В итоге человек висел растянутым в воздухе почти горизонтально.
В Западной Европе XVI-XVIII вв. это приспособление называли «колыбелью Иуды». К этой категории дыбы можно отнести широко распространённый в Европе «горизонтальный станок».
4) «Битьё кнутом на дыбе» было следующей стадией пытки. Палач, связав ремнём ноги пытаемого, привязывал его стоящему перед дыбой столбу. Таким образом, тело жертвы застывало почти параллельно земле. Затем, к делу приступал «кнутместер», который наносил удары преимущественно от лопаток до крестца.


Дыба. Деталь  Дыба. Деталь


Ещё одна разновидность дыбы.

Дыба


Очаровательные детали...

Дыба. Деталь

Дыба. Деталь


Признаться, следующий экспонат почему-то снискал у меня страстную любовь. Есть что-то в этом кресле для допросов что-то отталкивающе прекрасное, что-то потакающее низменным сторонам моей неизвращённой души. О_о

«Кресло допроса»


«Кресло допроса» - пытка с его помощью высоко ценилась во времена Инквизиции как хорошее средство при допросах «молчаливых» еретиков и колдунов. Этот инструмент применяли в Центральной Европе, в частности в Нюрнберге и в Регенсбурге. Здесь регулярно, вплоть до 1846 г., проводились предварительные следствия с его использованием. «Кресла» были разных размеров и форм, сплошь покрытые шипами, с приспособлениями для болезненной фиксации жертвы и даже с железными сидениями, которые в случае необходимости можно было раскалить. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в тело вонзались шипы. Обычно пытка длилась несколько часов, но иногда растягивалась до нескольких недель. Палачи порой усиливали муки жертвы, протыкая её конечности, применяя раскаленные щипцы и другие орудия пыток.

«Кресло допроса». Деталь

«Кресло допроса». Деталь


Пытка водой.

Пытка водой


Для пытки водой узника привязывали к столбу, и на его темя медленно, с расстановкой, падали крупные капли воды. Через некоторое время каждая капля отдавалась в голове адским грохотом, что не могло не побуждать к признанию. Равномерно падающая холодна вода вызывала спазм сосудов головы, тем больший, чем дольше продолжалась пытка. Фиксация воздействия водой на одной точке формировала в теменной области очаг угнетения, который разрастался, захватывая всю кору головного мозга. Вероятно, какое-то значение имела частота падения капель, поскольку считалось, что воде надлежало именно капать, а не литься тонкой струёй. Скорее всего, большое значение имела и высота падения капель, от чего зависела сила удара. Документы свидетельствуют, что эта пытка приводила к тому, что после тяжёлых мучений преступник терял сознание.
В России так описывали эту пытку: «простригают на голове волосы и на то место льют холодную воду по капле, от чего в изумление приходят».
Из истории известно, что в 1671 г. такой пытке подвергали Степана Разина.


Но временно отвлечёмся от крупных форм и обратим внимание на предметы помельче.

Слева - «Кошачья лапа» или «Испанское щекотало» (испанцы вообще такие затейники, право); справа - ручная пила.

«Кошачья лапа» и ручная пила


«Кошачья лапа» или «Испанское щекотало» - пыточный инструмент, напоминавший железные грабли, укрепленные на деревянной рукояти. Преступника растягивали на широкой доске или привязывали к столбу, а затем раздирали его плоть в клочья, предварительно сдирая лентами кожу со всего тела.

С помощью ручной пилы осуществляли одну из самых мучительных казней — пожалуй, более страшную, чем смерть на костре. Палачи распиливали осуждённого, подвешенного вниз головой и привязанного ногами к двум опорам. Этот инструмент использовался как наказание за различные преступления, но особенно части его применяли в отношении содомитов (гомосексуалистов) и ведьм.
Известно, что это «средство» широко употребляли французские судьи при осуждении ведьм, которые забеременели от «дьявола ночных кошмаров» или даже от самого Сатаны.


Ручная пила. Центральная часть


«Коленодробилка».

«Коленодробилка»


«Коленодробилка» использовалась для раздробления и ломания суставов, как коленных, так и локтевых.
Кроме того, многочисленные стальные зубья, проникая внутрь тела, наносили страшные колотые раны, вследствие которых жертва истекала кровью. Нужно отметить, что «коленодробилкой» дробили не только колени, но и другие части тела: руки, ступни, лодыжки и т.д.


«Молитвенный крест».

«Молитвенный крест»


«Молитвенный крест» использовался для длительной фиксации преступника в крайне неудобном крестообразном положении - позе покорности и смирения, что помогало палачам полностью подчинить заключённого своей воле. Пытка «молитвенным крестом» в сырых казематах длилась иногда неделями.
По некоторым данным, «крест» был изобретён в католической Австрии в XVI-XVII вв. Об этом свидетельствует редкое издание “Justiz in der alter Zeit” («Правосудие в старые времена»), имеющееся в Музее правосудия в Роттенбурге-на-Таубере (Германия). Подлинная историческая модель хранится ныне в башне Замка в Зальцбурге (Австрия).


«Шейная ловушка».

«Шейная ловушка»


«Шейная ловушка» представляла собой кольцо с гвоздями на внутренней стороне и с приспособлением, напоминающим капкан, на внешней стороне.
Тюремная стража использовала сё, дабы контролировать и подчинять себе жертву, находясь при этом на безопасном расстоянии. Это устройство позволяло удерживать заключенного за шею так, что его можно было вести туда, куда требовалось конвоиру.


Слева - плаха и топор для отрубания головы; справа - плаха и топор для отрубания рук и ног.

Плаха и топор для отрубания головы; плаха и топор для отрубания рук и ног


Обезглавливание (отсечение головы на плахе) - этот вид казни, бывший в прошлые века едва ли не самым популярным, сейчас на практике применяется только в Саудовской Аравии, да ещё закреплён в законодательстве Йеменской Арабской Республики и Объединённых арабских Эмиратов. Осуществляется он путём отсечения головы от тела ударом меча или топора. В Средневековой Европе обезглавливание считалось казнью для представителей благородного сословия и никогда не применялось к мещанам и крестьянам. Только гильотина Великой Французской революции уравняла всех.
Когда голову отсекали мечом, то приговорённого ставили на колени и палач широким замахом сносил преступнику голову с плеч. При казни топором непременным атрибутом была плаха - чурбан из дуба или липы, высотой не более метра, возможно, с выемкой для головы. Опытный палач отделял голову от туловища одним ударом и тотчас, подняв её за волосы, показывал толпе. Предъявление головы публике также полно символического смысла: зрители удостоверялись, что казнь действительно совершена без обмана.
Если за палаческую работу брались непрофессионалы или палач был неопытен, то казнимого ожидали страшные муки. Известно, что палач Марии Стюарт с первого и со второго раза промахнулся — сначала попал в затылок, а потом только рассёк шею. Когда же он схватил отсечённую голову за волосы, то они остались у него в руке: это был парик, а голова шотландской королевы покатилась по помосту.
Иногда палач получал особое распоряжение мучить жертву. В 1687 г. сыну опального гетмана Украины Ивана Самойловича, Григорию, отрубили голову не сразу, а в три приёма, чтобы увеличить страдания. К этому нужно добавить, что сознание не угасло сразу после отделения головы от тела. Исследования французских врачей конца XIX в. показали, что голова казнённого несколько секунд и даже минут жила, и закрытые веки открывались в ответ на произнесённое имя.


Меч палача.

Меч палача


Но вернёмся к крупным формам. Первая из них - великолепная и устрашающая «Нюрнбергская дева».

«Нюрнбергская дева»


«Нюрнбергская дева» - орудие смертной казни или пытки эпохи Средневековья, представлявшее собой железный или деревянный шкаф-саркофаг, напоминающий по форме фигуру женщины, одетой в костюм горожанки XVI в.
В него помещали обвиняемого, створки дверей закрывали и тело несчастного пронзали десятки острых шипов-кинжалов, расположенных так, что ни один из жизненно-важных органов не был задет, поэтому агония длилась довольно долго.
Один из ранних прототипов этого орудия был создан и впервые использован в подземелье секретного суда в Нюрнберге. Первый зафиксированный случай судебного разбирательства с помощью «Девы» относится к 1515 г.: наказание постигло виновного в подлоге, который промучился внутри этого пыточного шкафа три дня.


Вот любопытно: вроде зал был не шибко маленький, места хватало и экспонатам, и посетителям, но куда бы я не шла - везде натыкалась на виселицу. Пришлось фотографировать.

Виселица


Казнь через повешение - этот вид казни считался в прошлые времена (как, впрочем, и в ХХ в.) самым позорным. В России его подразделяли на три вида: обычное повешение за шею, за проткнутое крюком ребро и за ноги. Повешение совершалось обычно на виселице, стоящей на эшафоте, но случалось, что для этой цели использовали дерево или ворота. Обычно выделяют три вида виселиц, характерных для России XVII-XVIII вв.: «покоем» (П), «глаголем» (Г) и «двойным глаголем» (Т).
В допетровские времена, если казнимый преступник срывался с виселицы, то ему по давней традиции даровали жизнь. В 1715 г. этот обычай был отменён: «Палач когда кого имеет повесить, а верёвка порветца и осужденный с виселицы оторветца и еще жив будет, того ради осужденный не свободен есть, но палач имеет чин свой (т.е. обязанность) до тех пор отправлять, пока осужденный живота не лишитца». Когда во время казни декабристов летом 1826 г. двое из приговорённых сорвались с виселицы, главный экзекутор приказал их повесить заново и в этом он строго следовал нормам петровского законодательства.
Современник Петра I датчанин Ю.Юль отмечал: «Удивления достойно, с каким равнодушием относятся русские к смертной казни и как мало боятся её... Без милосердия повесили крестьянина. Перед тем, как лезть на лестницу (приставленную к виселице), он обернулся в сторону церкви и трижды перекрестился, сопровождая каждое знамение земным поклоном, потом три раза перекрестился, когда его сбрасывали с лестницы. Замечательно, ч�о будучи сброшен с неё и вися (на воздухе), он ещё раз осенил себя крестом, ибо здесь приговорённым к повешению рук не связывают». В таком отношении приговорённых к казни видна одна из главных черт русского менталитета: «Умирать не страшно и не жалко», той скверной жизнью, которой живёт русский человек, лучше вообще не жить. (К.Случевский)


Белые круги на заднем фоне - это вентиляция, не обращайте внимания. :) А вот на крюк, висящий за петлёй, стоит посмотреть.

Казнь через повешение за проткнутое крюком ребро - при этой казни смерть не наступала сразу, и преступник мог довольно долго жить. Современники Петра I Ф.В.Берхгольц описывает случай, когда повешенный за ребро преступник ночью «имел столько силы, что мог при-подняться кверху и вытащить из себя крюк. Упав на землю, несчастный на четвереньках прополз несколько сот шагов и спрятался, но его нашли и опять по-весили точно таким же образом».
Эту казнь могли совмещать с другими видами наказания: Никита Кириллов в 1714 г. был повешен за ребро уже после колесования.


Ну и звезда коллекции, которой я завершаю эту часть экскурсии, безусловно, гильотина.

Гильотина


Гильотина - орудие для обезглавливания осуждённых на казнь. Состояла из двух столбов, соединённых перекладиной, между которыми скользило по фальцам острое лезвие весом около 40 кг, в момент казни оно с силой падало на закреплённую под ним шею заключённого.
Первые механические устройства для обезглавливания появились в Европе (Италия, Англия, Чехия) уже в конце XIII в. В Италии такое устройство называлось маннайя (mannaia – дословно «топор»); известно, что с его помощью в 1268 г. был казнён в Неаполе последний представитель династии Гогенштауфенов конрадин Швабский. Другим предком гильотины являлась т.н. «виселица из Галифакса» (Halifax gibbet), возможно, применявшаяся в Англии с 1270-х гг. (определённо с 1400 по 1648 гг.). Первым несомненным свидетельством существования протогильотины является хранящаяся ныне в Британском музее гравюра, изображающая казнь М.Баллага близ Мертона в Ирландии (1307 г.). В XIV в. в Германии изобрели механизм, позволявший вколачивать молотом тяжёлый и острый железный топор в шею осуждённого. В 1564 г. в Шотландии начали использовать приспособление, сконструированное на основе «виселицы из Галифакса»; оно получило название «девица» (maiden). Однако такой вид казни не получил широкого распространения. Только в эпоху Великой Французской революции 1789-1794 гг. он приобрёл институциональный характер.
10 октября 1789 г. член Учредительного собрания Франции доктор Жозеф Игнас Гильотен (J.I.Guillotin, 1738-1814) выступил с предложением ввести единый для всех приговорённых к смерти «самый надёжный, самый быстрый и наименее варварский» способ казни через обезглавливание с помощью особого механизма; по его убеждению, такой гуманный вид смертной казни должен был стать прелюдией к её полной отмене. 3 июня 1791 г. Учредительное собрание декретировало обезглавливание как единственный способ исполнения высшей меры наказания. По предложению хирурга Антуана Луи было решено взять за образец английский прототип. Первую гильотину сконструировал в начале 1792 г. инженер и мастер по клавесинам Тобиас Шмидт. В ходе испытаний (сначала на животных, а затем на трупах) в апреле 1792 г. округлое лезвие было заменено косым. Гильотину установили на Гревской площади, и 25 апреля 1792 г. состоялась её инаугурация: палач Ш.Сансон (1740-1793) гильотинировал разбойника Н.-Ж.Пелетье. Первоначально машине дали имя «Луизон» или «Луизетта» (Louison, Louisette от А.Луи), но вскоре его заменили на «гильотину» (guillotine от Ж.И.Гильотена); народ же окрестил её «Вдовой» (la Veuve).
В период якобинской диктатуры (сентябрь 1793 г. - июль 1794 г.) гильотина стала символом террора; гильотинирование было самым частым приговором, выносившимся Революционным трибуналом. По всей Франции работало около 50 машин, через которые прошло более 20 тысяч осуждённых. Самыми знаменитыми жертвами гильотины были король Людовик XVI (казнён 21 января 1793 г.), королева Мария-Антуанетта (16 октября 1793 г.), Филипп Эгалите, бывший герцог Орлеанский (6 ноября 1793 г.), Ж.Дантон и К.Демулен (5 апреля 1794 г.), М.Робеспьер и Л.А.Сен-Жюст (28 июля 1794 г.). Все казни носили публичный характер и происходили при большом стечении народа. Под нож гильотины чуть было не попал сам её «отец» - Ж.И.Гильотен, которого спас только термидорианский переворот 27 июля 1794 г.
Несмотря на одиозную репутацию, которую гильотина приобрела в эпоху Французской революции, она использовалась почти два столетия. В 1870-1872 гг. она была даже усовершенствована помощником палача и плотником Леоном Берже. В 1939 г. Франция отменила публичное гильотинирование; последняя публичная казнь состоялась 17 июня 1939 г. на площади перед тюрьмой Сен-Пьер в Версале. С этого времени гильотинирование происходило внутри тюремных стен. Последним казнённым таким способом стал убийца Хамида Джандуби, обезглавленный в Марселе 10 сентября 1977 г.


Гильотина. Нижняя часть  Гильотина. Верхняя часть


На этом с первым этажом всё, завтра поднимемся по лестнице к новым вершинам извращённой любви человеков к ближним своим.

Трепещите, продолжение следует...

P.S. Аватарчик.
 
Tags: history, museums, p&pf, photos, spb, tortures
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments