Лиорелин (liorelin) wrote,
Лиорелин
liorelin

Categories:

Причины мировых войн ХХ века. Духовный кризис. Часть 3-я.

Следующим фактором, негативно отразившемся на общественных настроениях накануне мировых войны, стала отрицательная роль, которую сыграли средства массовой информации в подготовке и объяснении грядущих конфликтов.

ХХ век, эпоха глобализации отношений и информационной революции, время, когда культура становится массовой, характеризуется небывалым ростом влияния и популярности средств массовой информации. Газеты и журналы, позже радио, кино и телевидение проникают повсюду, начинают влиять на всё большее число людей и постепенно становятся «четвёртой властью» в мире, которая формирует вкусы, взгляды, привычки и миропонимание общества. Ещё Ришелье в XVII веке, создавая «Газету», собирался с её помощью пропагандировать свои идеи во Франции, внедряя в сознание населения правильность политики, проводимой его правительством. Политические деятели первой половины ХХ века хорошо осознавали, какую помощь могут оказать им СМИ в идеологической подготовке будущего конфликта.

Накануне Первой мировой войны практически во всех странах Европы пресса стимулировала раздувание националистических и воинственных взглядов и настроений. Так, в Германии в 1912 г. было решено употребить все средства для воздействия на общественное мнение в целях подготовки его к предстоящей общеевропейской войне. Ещё раньше, с началом осуществления программ строительства флота, по инициативе адмирала Тирпица к популяризации этого мероприятия привлекались издатели и журналисты. Появился военно-морской журнал; школьники за сочинения на военно-морские темы получали награды; премировались художники и писатели, посвятившие своё творчество военно-морскому делу.

Умело использовались растущие антигерманские настроения военно-морским ведомством Англии, которое усиленно пропагандировало через прессу свои идеи. «Страх перед вторжением, – говорил один из влиятельных политиков Великобритании, виконт Реджинальд Эшер, в беседе с адмиралом Фишером, – это Божья мельница, которая намелет вам целый флот дредноутов и поддержит в английском народе дух воинственности». Реклама идей военно-морского ведомства Англии самым пагубным образом сказалась на англо-германских отношениях. В Германии всерьёз верили, что английский флот может напасть на неё в любой момент. Эти убеждения поддерживались английской прессой, в которой время от времени появлялись статьи, изобиловавшие намёками и полунамёками на воинственные намерения морского министра Британской империи.

Во Франции, которая не забыла позора франко-прусской войны 1870-1871 гг., вождями различных националистических лиг нередко являлись известные журналисты и писатели, как, например, Поль Дерулед, Морис Баррес и Шарль Моррас. Французские СМИ постоянно напоминали о поражении, стимулируя развитие реваншистских и шовинистических настроений.

Настоящая газетная война была развязана между Россией и Германией весной 1914 г. Вызвана она была утверждениями обеих стран, что и они сами, и их армии готовы к войне.

После Первой мировой войны, когда влияние, которое можно оказывать на сознание населения с помощью СМИ, было оценено по-настоящему и всеми, роль прессы, радио, кино, литературы, искусства в формировании общественного мнения значительно возросла и приняла специфическую направленность, согласуясь с действиями правительств.

Профессор Г.Л.Розанов пишет, что немецкие фашисты «умело вели идеологическую обработку немецкого населения в целях превращения его в послушное орудие фашистской военной машины». А террор «в сочетании с социальной демагогией, разжиганием национализма и шовинизма способствовал тому, что основная масса немецкого населения, запуганная и обманутая, поддерживала агрессивную внешнюю политику гитлеровцев». Значительную роль как во внутренней, так и во внешней политике Германии играло министерство пропаганды во главе с Й.Геббельсом, которое контролировало все СМИ и даже Олимпийские игры, проходившие в Берлине в 1936 г., сделало средством возвеличивания арийской расы.

В Японии для пропаганды идеологии милитаристов и основанной на культе синто расовой теории широко использовались кино, радио, националистическая литература. Со школьных лет японцы воспитывались на примере «великого национального героя» Тоётоми Хидэёси, который в конце XVI века вторгся со своим войском в Корею. Многолетняя пропаганда, как отмечал английский исследователь Кроу, давала свои результаты: «каждый японский патриот был убеждён, что Япония должна завоевать Корею в качестве первого шага к завоеванию Китая и завоевать Китай в качестве первого шага к завоеванию всей Азии и установлению господства над миром».

Помимо внедрения шовинистических и националистических идей, СМИ активно использовались для объяснения внешнеполитического курса и введения в заблуждение иностранных правительств. Так, немецкие газеты во время переговоров Германии с Польшей всячески подчёркивали миролюбивые намерения рейха с тем, чтобы усыпить подозрительность и недоверие.

Значительное место в СМИ отводилось антисоветским кампаниям, периодически проводившимся различными государствами для усиления негативного отношения к Советскому Союзу и страха перед «красной угрозой». Особенно часто подобные методы применялись умиротворителями. Так, 1 февраля 1935 года в лондонской «Таймс» появилось сообщение о предстоящем VII конгрессе Коминтерна, в которое была вставлена фраза о якобы приближавшемся «установлении Советской власти во всём мире». Рядом бросался в глаза заголовок другой статьи: «Советская военная мощь. 940 тыс. человек в Красной Армии. Растущие военные расходы».

Используя СМИ для объяснения и оправдания своих целей, умиротворители тем самым не только позволяли аналитикам из Германии, Японии и Италии выяснить свои позиции, но и тешили собственные народы несбыточными иллюзиями сохранения мира. Советский посол в Лондоне И.М.Майский сообщал наркому иностранных дел М.М.Литвинову 8 марта 1936 г. в связи с оккупацией Германией Рейнской зоны, что «отношение воскресной прессы к выступлению Гитлера в общем спокойное и отчасти даже дружественное… «Обсервер», мягко пожурив Гитлера за плохие манеры, настаивает на необходимости рассмотреть «блестящие и своевременные предложения фюрера», и притом «в духе симпатии и доброй воли»… Выступление Гитлера снабжает прекрасной амуницией все германофильские элементы, которых здесь достаточно много. Кроме того, оно внесёт большую путаницу в головы мягкотелых пацифистов и лейбористских бесхребетников, которые готовы считать, что заявление Гитлера о желании вернуться в Лигу наций одним ударом разрешает всю германскую проблему».


Последняя из оставшихся и одна из самых страшных причин мировых войн - национализм.

Ссылка на меня при использовании всех текстов обязательна.

 
Tags: causes of world wars, history
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments